Сегодня Государственная Дума планирует откорректировать собственный регламент таким образом, чтобы члены Общественной палаты смогли осуществлять свое право экспертизы законопроектов. Судя по тексту подготовленных к пленарному заседанию поправок, депутаты решили строго придерживаться рамок соответствующего закона об ОП, который, как известно, отводит этой структуре роль сугубо консультативного органа. Похоже, участие палаты в законотворческом процессе тоже хотят сделать чисто консультативным.
Процедура выглядит следующим образом: если палата решает взять на экспертизу какой-то законопроект, она направляет запрос на имя председателя Думы, а тот переадресовывает его соответствующему профильному комитету. Последний обязан представить «общественникам» все необходимые материалы не позднее 3 дней после получения запроса, а если он поступил во время думских каникул, то в течение 3 дней после начала очередной сессии нижней палаты. Точно так же через думского спикера переправляются на Охотный Ряд и уже подготовленные Общественной палатой экспертные заключения. При обсуждении законопроектов на заседаниях комитета Госдумы могут присутствовать члены ОП, но в количестве не более 5 человек. При этом все они должны иметь на руках официальную бумагу, удостоверяющую, что именно они уполномочены советом Общественной палаты. И хотя ранее предполагалось записать, что выступать на заседаниях комитетов члены ОП смогут только «по мотивам» своего экспертного заключения, в окончательном варианте поправок к думскому регламенту эти ограничения все-таки сняли.
Самыми привлекательными для Общественной палаты изменениями станут, без сомнения, поправки в статью 27 регламента ГД. В них указывается, что ответственный по тому или иному закону комитет «обязан рассмотреть заключение ОП по результатам экспертизы законопроекта». Информация же об оценке этой экспертизы «доводится до сведения депутатов в выступлении представителя комитета при обсуждении законопроекта на заседании ГД».
Зато другая новелла в регламенте Думы членам Общественной палаты едва ли понравится. В статье 38 указывается, что «на любом открытом или закрытом заседании палаты» в любое время вправе присутствовать президент, его официальный представитель в Думе, премьер, министры правительства, официальный представитель последнего, члены Совета Федерации, судьи всех высших судов, председатель и аудиторы Счетной палаты, уполномоченный по правам человека и генеральный прокурор. Для членов же ОП вводятся ограниченные права: они, «уполномоченные советом Общественной палаты, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты».
Заместитель председателя комитета по регламенту Сергей Глотов, комментируя «НГ» предлагаемые поправки, отметил, что «они сделаны по делу, мы урегулировали свои отношения с Общественной палатой». При этом он подчеркнул, что, хотя в самой ОП многие считают ее чуть ли не «предпарламентом», «для нас она остается консультативным органом». Однако зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин полагает, что самостоятельной ветви власти, которой является Дума, «нельзя навязывать сотрудничество с одной из множества общественных организаций».