Телевизионный технический центр «Останкино» официально признан одним из важных стратегических объектов страны. Вчера Владимир Путин подписал указ «О внесении изменения в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009», в который, согласно указу, включен ТТЦ.
Появление указа не выглядит случайным: только на прошлой неделе обе палаты парламента в ускоренном порядке приняли закон «О противодействии терроризму». Документ предусматривает дополнительные меры безопасности и охраны особо важных стратегических объектов вплоть до уничтожения захваченных террористами самолетов с пассажирами, которые могут таким объектам угрожать. Теперь это относится к Останкинской телебашне.
К охране подобных стратегических объектов предъявляются особые требования. Они должны защищаться с той же тщательностью, что и граница России. Возможность незаметного проникновения на территорию любого из них должна быть практически исключена. Везде устанавливаются специальные охранные системы, телекамеры, существуют полосы отчуждения и заграждения из колючей проволоки. Охрану ведут Внутренние войска, сотрудники милиции или специализированных охранных предприятий. Каждый такой объект находится под опекой соответствующих подразделений ФСБ. В утвержденный указом президента РФ перечень стратегических предприятий изначально входило 518 государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 546 акционерных обществ. Кстати, президентский перечень дает включенным в него предприятиям некоторые преимущества – облегчает получение гособоронзаказа, предотвращает умышленные банкротства.
Депутат Государственной Думы России и член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков в беседе с корреспондентом «НГ» сильно удивился, что ТТЦ «Останкино» до сих пор не был включен в список стратегических важных объектов и предприятий России. По его словам, любая власть всегда первым делом берет под свой контроль «почту и телеграф» и в 1993 году именно телецентр оказался одним из главных объектов штурма в Москве. «Все прекрасно понимают, что там сосредоточен главный телеретранслятор России, главная возможность влиять. Поэтому «Останкино», безусловно, с точки зрения объекта связи и коммуникации является главнейшим стратегическим объектом», – подчеркнул депутат.
Между тем глава комитета по обороне Совета Федерации России Виктор Озеров не связывает включение ТТЦ с принятием закона «О противодействии терроризму», благо, по его словам, телевизионный технический центр и так давно и прочно находится под пристальным наблюдением отечественных спецслужб. По мнению сенатора, включение ТТЦ в перечень стратегических объектов означает не столько физическую защиту данного объекта от возможной атаки с помощью захваченного террористами самолета, сколько стремление государства надежно подстраховаться от возможности перехода в будущем предприятия, где размещается госзаказ, в частные руки. В данном случае, по словам главы комитета по обороне Совета Федерации, таким госзаказом для ТТЦ «Останкино» является телевидение. «Именно этим руководствуются, когда вводят то или иное предприятие в перечень стратегических предприятий. Тут, с одной стороны, чисто экономические причины, а с другой – политические интересы государства», – подчеркнул Озеров.
С ним согласен и Гудков. «Речь идет не только об информационной, но и мобилизационной составляющей России. Предположим, что-то происходит – оповещение населения через телевидение является самым быстрым, самым эффективным и самым массовым способом. Ни одного другого способа столь эффективной передачи информации не существует», – подчеркнул депутат.
Он также не верит в защиту «Останкино» от захваченного террористами самолета, поскольку, по его словам, «никто никаких решений в отношении взлетевшего из «Шереметьево» самолета принимать не будет, потому что физически времени нет. Тогда нужно моментально сбивать, на всякий случай».
Однако, как полагает председатель совета директоров Независимого института коммуникативистики Иосиф Дзялошинский, речь идет о защите целого комплекса важных ресурсов, прежде всего управленческого и идеологического характера. По его мнению, с 2002 года наблюдается однозначная тенденция, когда все, что делает государство в сфере управления телевидением, рассматривается как стратегически важная задача управления страной. Социолог подчеркнул, что «все это камуфлируется словами о медиарынке, но очевидно, что рыночные структуры вряд ли могут рассматриваться как стратегически важные. Информация рассматривается как стратегический ресурс. И тут двойная задача: во-первых, управлять идеологическим процессом, а с другой – управлять информационными процессами, решая, какую информацию давать, а какую не давать».
История ТТЦ «Останкино»
Телевизионный технический центр «Останкино» был введен в строй в 1967 году. В настоящее время ФГУП ТТЦ «Останкино» включает в себя два корпуса общей площадью 200 000 квадратных метров, в которых находятся 32 студии (площадью 50–1000 квадратных метров), 42 аппаратные видеомонтажа, 11 аппаратных озвучивания, радиокомплекс, позволяющий транслировать до 20 программ одновременно, релейные, оптоволоконные и радиолинии. Осуществляет подготовку и вещание Первого канала, 7ТВ, «Муз-ТВ» и «Столицы». Общий объем телевизионного вещания, производство которого ведется на технической базе ТТЦ, составляет около 280 часов в сутки. Указом Бориса Ельцина 30 ноября 1994 года была одобрена приватизация ТТЦ, однако потом она была оспорена Госдумой. Позднее Министерство имущественных отношений внесло ТТЦ в план приватизации на 2005 год, однако в прошлом году ТТЦ был включен в перечень предприятий, подведомственных Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям.