– Какие изменения планируются в структуре собственности в ОПК?
– Несмотря на проводимое сокращение избыточной части госсектора в промышленности и постепенный отказ от института правохозяйственного ведения, в ОПК предусматривается сохранение значительного присутствия государства. В отношении остальных предприятий (кроме казенных и государственных научных центров) целесообразно проведение поэтапного акционирования и последующей приватизации. Для тех из них, которые обладают критическими технологиями либо занимают доминирующее положение на рынке, необходимы различного рода механизмы государственного контроля в виде сохранения участия Российской Федерации в акционерном капитале, введения «золотой акции». Нужно радикально расширить практику использования такого предусмотренного законодательством о приватизации способа госконтроля за инвесторами, как установление ограничений на деятельность новых владельцев пакетов акций.
– Каким образом решится проблема быстрого привлечения в ОПК инвестиций?
– Действующее правовое регулирование существенно затрудняет привлечение в открытые акционерные общества с государственным участием прямых инвестиций посредством самого дешевого и выгодного способа – проведения дополнительной эмиссии акций. Фактически осуществление прямых инвестиций в ОАО возможно только в случае, если государство соглашается осуществлять их на паритетной основе, что в современной ситуации, принимая во внимание дефицит государственных инвестиционных ресурсов и сложность процедур их использования, является маловероятным.
Значительная часть государственных предприятий преобразована в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Осуществление прямых частных инвестиций в эти ОАО в силу требований Закона «О приватизации» сейчас невозможно в принципе, так как любой частный пакет уменьшает долю государства.
Вот почему назрела потребность внесения изменений в Законы «О приватизации» и «Об акционерных обществах», открывающих возможность привлечения частных инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций АО с уменьшением государственной доли в их уставном капитале с согласия правительства Российской Федерации, а для стратегических обществ – президента России.
– Все ли готово для начала нынешней реформы ОПК?
– Большинство изложенных предложений уже оформлены в виде проектов федеральных законов, постановлений правительства РФ, ведомственных актов. В целях решения системных проблем ОПК завершается разработка стратегии его развития в целом и ряда ключевых оборонных отраслей (авиационной, ракетно-космической, судостроительной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии) на период до 2015 года.
Основными инструментами реализации общесистемных мероприятий стратегии развития ОПК будут являться федеральные целевые программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и «Национальная технологическая база». Концепции этих программ сегодня также подготовлены.