Вчера завершился визит Владимира Путина в Прагу. Российский президент пообещал Чехии совместные проекты на два миллиарда долларов и подтвердил долгосрочные контракты по поставкам российского газа. В свою очередь, Путин попросил чешских политиков не использовать события 1968 года для разжигания антироссийских настроений. Заметим, правда, что в отличие от Венгрии, где Путина, возвратившего книги из Шарошпатакской библиотеки, предпочли не беспокоить острыми политическими вопросами, в Чехии к российскому президенту отнеслись без излишних экивоков. Глава Чехии Вацлав Клаус накануне, после переговоров с Путиным, признал, что говорил с российским президентом о ситуации в Чечне, а его предшественник Вацлав Гавел в день начала визита российского главы в Прагу оказался среди подписантов обращения к лидерам «восьмерки» с требованием вынести на саммит в Санкт-Петербурге вопросы о соблюдении в России норм демократии и прав человека в Чечне.
«Цензура не может скрыть кошмара происходящего», – говорится в тексте письма. А чешский сенатор Яромир Штетина, ранее работавший журналистом в Чечне, в первый день визита публично объявил, что выйдет из здания парламента, дабы не находиться там в одно время с Владимиром Путиным.
Здесь нет русофобии
Такая «жертва», впрочем, оказалась излишней, поскольку вчерашняя встреча Путина с руководителями обеих палат чешского парламента проходила в Лихтенштейнском дворце, который используется правительством Чехии для представительских целей.
Председатель Палаты депутатов Чехии Любомир Заоралек заявил, что очень внимательно следил за СМИ, за высказываниями российского президента о событиях 1968 года. Эти высказывания напомнили ему 2000 год, когда он в ранге председателя комитета по международным делам встречался со своим российским коллегой Дмитрием Рогозиным. «Он тогда сказал те же самые слова», – заметил парламентарий. Большего политического ляпа, чем напомнить Путину о лидере проштрафившейся перед Кремлем партии «Родина», нельзя было придумать.
Несмотря на критику со стороны некоторых представителей чешской стороны, президенту Путину в Праге понравилось, а визит, как заявил журналистам помощник главы государства Сергей Приходько, был востребован и проходил в деловой и доброжелательной атмосфере.
В Кремле, правда, признают, что разница в подходах, прежде всего по ряду международных вопросов, у России и Чехии все-таки есть. Кроме того, Москва не удовлетворена тем, что не может добиться от Праги снятия ряда визовых ограничений. «Здесь могла бы быть проявлена большая гибкость», – заметил чиновник кремлевской администрации. Впрочем, Чехия, как отмечают в Кремле, не политизирует отношения с Россией и к российским компаниям относится непредвзято. Как Прагу, так и Будапешт это выгодно отличает от других бывших собратьев по соцлагерю. «Здесь нет отъявленной русофобии, как в некоторых странах, где в силу никчемности и ментальной ограниченности из России создают образ врага», – заметил один из членов российской делегации.
После завершения переговоров президент решил расслабиться и зайти попить пивка в близлежащий ресторан «У Карлова моста». Он сел за дальний столик в углу от входа и попросил по-чешски официанта принести одно пиво. Бокалом знаменитого чешского напитка, впрочем, дело не ограничилось. Путин напоил всю делегацию, заказав тридцать бокалов пива Plzensky Prazdroj и девять порций традиционных чешских колбасок. Как рассказал «НГ» официант, обслуживавший этот столик, расплачивался за обед не Путин, а сотрудник службы протокола. Обед российской делегации обошелся российскому налогоплательщику примерно в 3000 рублей.
Путин поблагодарил стариков за то, что пришли
А начался вчерашний день президента России в Праге с посещения Ольшанского кладбища. Путин и Клаус возложили венки к памятнику советским воинам, освободившим Прагу. Когда Путин шел мимо могил к памятнику, можно было заметить, как он читает надписи. Не знаю, что чувствовал российский президент, но у многих эти надписи вызывали очень тяжелые чувства. 20–25-летние воины погибли в Праге в последний день войны, когда весь мир уже праздновал Победу.
Впрочем, даже такие тяжелые переживания не заставили представителей чешских и российских СМИ, а также сопровождавших лиц удержаться от гонки за президентами прямо по могилам советских воинов, когда Путин и Клаус переходили от памятника советским воинам к памятнику русским офицерам, участникам сражений 1813 года под Дрезденом и Кульмом.
За жутковатым зрелищем с удивлением наблюдали российские и чешские ветераны: их пригласили на церемонию возложения венков, чтобы Путин и Клаус потом смогли побеседовать с ними. В Праге, заметим, было минус пять и дул сильный ветер. Ветераны выстроились в шеренгу по правую руку от постамента. «Спасибо, что вы пришли», – российский президент ограничился лишь рукопожатием. «Мы всегда готовы поговорить». Но, видимо, у президентов оказались другие дела. «Все-таки в Европе уже 60 лет не было войны», – заметил один из чешских ветеранов. Мы спросили его, о чем бы он сказал Путину, если бы у того хватило времени на беседу. «Чтобы у него получилось лучше, чем у его предшественников», – заметил пожилой чех. Еще он сказал, что хотел бы попросить Путина прекратить разворовывание страны. Здесь я подумала, что чешские ветераны ничем в этом не отличаются в своей просьбе от российских.
От памятника советским воинам открывался вид на православный храм, построенный на деньги эмигрантов в 20-е годы прошлого века. На храме надпись: «Русским, украинцам и представителям других народов, в 17-м году отвергнувшим коммунистическую утопию и в рядах Добровольческой армии отстаивавших мир от большевистского террора... а спустя четверть века ставших первыми жертвами послевоенного коммунистического оппортунизма».
Прага