Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным посланием к народу. Глава государства обещал продолжить демократические преобразования, но попросил не путать свободу со вседозволенностью, которая может дестабилизировать страну. «Либерализм власти воспринимается упрощенно – как ее слабость и неспособность наложить вето на те или иные «шалости» и «капризы» своевольных честолюбцев», – сказал Назарбаев. Он предложил «без оглядки на критику внутри страны и извне... предусмотреть достаточно жесткую систему защиты этой самой демократии» и добавил, что должны быть определены «меры ответственности за клевету, подкуп, насилие и, если нужно, пересмотрены соответствующие законы».
Под «шалостями» и «капризами» своевольных честолюбцев», по всей видимости, надо понимать воскресное выступление оппозиции в Алма-Ате, возмущенной расстрелом одного из ее лидеров – Алтынбека Сарсенбаева. Во вторник вечером организаторы митинга памяти Сарсенбаева были задержаны полицией. А под «ответственностью за клевету» – вчерашнюю угрозу старшей дочери президента Дариги Назарбаевой привлечь к ответственности казахстанские и зарубежные СМИ за «распространение слухов о причастности родственников главы государства к убийству известного политика».
Нурсултан Назарбаев правит Казахстаном с 1989 года и за это время продемонстрировал незаурядную для азиатского лидера гибкость. Формально за всю историю в независимом Казахстане не было заведено ни одного политического дела. Нурсултан Абишевич даже пошел навстречу международному сообществу, наложив вето на Закон «О СМИ» и на поправки в законодательство, ужесточающие государственный контроль за деятельностью международных некоммерческих организаций.
Тем не менее об уголовном преследовании оппозиционеров и инакомыслящих в республике известно давно. В 2002 году прекратил деятельность независимый телеканал «Тан». Некие хулиганы, до сих пор не найденные расстреляли фидер телеканала. Главный редактор оппозиционной газеты «Республика» Ирина Петрушова руководит газетой из России – в Казахстане она объявлена в розыск. Известный оппозиционный журналист Сергей Дуванов уже отбыл срок – его посадили по обвинению в изнасиловании.
Так или иначе устраняются в Казахстане и оппозиционные политики. В 2001 году за коррупционные преступления был заочно осужден экс-премьер Акежан Кажегельдин, который в 1999 году пытался баллотироваться на пост президента. Основатели оппозиционного «Демократического выбора Казахстана» экс-министр энергетики Мухтар Аблязов и бывший губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов в середине 2002 года были осуждены за коррупцию. В ближайшее время ожидается еще одно громкое разоблачение: на оппозиционного политика и бизнесмена Булата Абилова заведены уголовные дела. Статьи все те же – коррупционные.
Однако до убийств политических деятелей и оппозиционеров в Казахстане до сих пор дело не доходило, и это – учитывая восточные традиции властвования – позволяло считать Назарбаева одним из самых демократичных президентов Центральной Азии. Поворотным пунктом стало прошлогоднее самоубийство экс-главы Агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбека Нуркадилова, который незадолго до гибели ушел в оппозицию к президенту. Если верить официальной версии, почтенный Нуркадилов умудрился выстрелить себе в спину, а затем сделать контрольный выстрел себе же в затылок. Несмотря на всю ее нелепость, версию самоубийства в Астане, кажется, никто не думает пересматривать, и этот факт сам по себе – сигнал для несогласных.
Оппозиция осознавала, что с ней стали бороться более радикально, но никто не предполагал, что следующим станет Алтынбек Сарсенбаев. Показательно, что поначалу его гибель тоже пытались представить как ДТП или несчастный случай на охоте. Возможно, Сарсенбаев так и остался бы в истории Казахстана неудачливым охотником, если бы оппозиции не удалось привлечь к его расстрелу внимание общественности в Казахстане и за рубежом.
Причастность к убийству политика сотрудников Комитета нацбезопасности, череда громких отставок в высших эшелонах власти Казахстана и связанные с этим неофициальные версии могут стать рубежом перехода политической системы Казахстана от стабильности к кризису. Развитие скандала вокруг убийства Алтынбека Сарсенбаева может пойти по двум сценариям. Первый: продолжение громких отставок. В частности – спикера сената Нуртая Абыкаева. Противостояние в окружении Назарбаева усилится и станет сигналом для политэлиты, что президент не контролирует ситуацию и что кланы уже делят кресло наследника. Второй: дело Сарсенбаева станет казахским вариантом дела Гонгадзе, в убийстве которого украинская оппозиция обвинила окружение Леонида Кучмы. Это привело к ухудшению имиджа Кучмы и во многом спровоцировало цветную революцию.
Разумеется, это лишь один из вариантов развития событий. Но уже сегодня очевидно, что международный имидж казахского лидера меняется. А политический режим стал больше соответствовать азиатским стереотипам.