Вчера Центризбирком в режиме видеоконференции обсудил с главами избиркомов подготовку к выборам, ожидающимся 12 марта одновременно в 8 регионах страны. Собравшимся журналистам были названы внушительные цифры отказов в регистрации политических партий на местах.
Самое массовое снятие партийных списков проходило в Нижегородской области, где 6 из 13 предполагаемых участников кампании получили отказы в регистрации. При этом областной суд каждый раз подтверждал правомерность решения избиркомов. Чаще всего браковали подписи. Например, нижегородское отделение ДПР умудрилось собрать за два дня 30 тысяч, треть из которых была помечена непосредственно днем проверки. Член ЦИКа Евгений Колюшин считает, что большинство партструктур являются сейчас «диванными», не имеющими серьезной региональной базы, и прокололись, обратившись в специальные структуры, занимающиеся сбором подписей: не сумели обеспечить надлежащий контроль. Вешняков не торопится с выводами: «Важно проанализировать как судебную практику этих решений, так и практику по линии избирательных комиссий».
В эту кампанию партиям часто отказывают в регистрации по основаниям, на которые раньше не обращали внимания. Например, из-за нарушений в проведении партконференций не зарегистрировали региональное отделение «Родины» в Курской области. «Порой сами партии не могут договориться внутри себя, а кроме того, растет конкуренция и их соперники обращают внимание избиркомов на нарушения». Не все члены ЦИКа согласны с начальником. Елена Дубровина уверена, что избиркомы не должны брать на себя ответственность за такие решения: «Процедура созыва конференции не является этапом выдвижения кандидата. Нам внедряться в эти периоды ни к чему». Она считает, что лица, выявившие такие нарушения, должны обращаться, требуя отмены регистрации, в суд.
Еще одной особенностью весенней кампании стал массовый исход кандидатов из партсписков. Так, в Республике Адыгея более половины родинцев взяли самоотвод, и партии отказали в регистрации. Наиболее популярная причина: несовпадение личных убеждений с идеологией партии.
Особое внимание Вешняков обратил на кандидатов-двойников и пригрозил снимать их с регистрации, поскольку те «не ставят целью быть избранным, а лишь стремятся отнять голоса у другого кандидата – своего однофамильца». Однако он не согласился с идеей законодательно запретить их регистрацию: «Так мы можем далеко зайти. Не надо доводить ситуацию до абсурда». Кроме того, глава ЦИКа призвал своих коллег из региональных избиркомов добиваться того, чтобы «телевизионные дебаты на государственных каналах происходили в наиболее смотрибельное время, как это подразумевает закон», а не тогда, когда это удобно руководству телерадиокомпаний. Он не исключил возможности привлечения к этой борьбе и судебных органов.
Контролировать процесс в регионы отправятся представители ЦИКа, которые поприсутствуют и во время подсчета голосов. Особо тщательный надзор будет за комиссиями Республики Адыгеи, где, как оказалось, одной из них продолжает руководить человек, допустивший крупные фальсификации в пользу «Единой России» на парламентских выборах 2003 года и в пользу Владимира Путина – на последних президентских. Несмотря на то что прокуратура установила это преступление, глава Тахтамукайского района, который отдавал соответствующие указания председателю комиссии, также остался безнаказанным.
Тем не менее Александр Вешняков доволен тем, как идет подготовка к выборам на местах: «В этих регионах выборы состоятся, и ставить под сомнение их легитимность нет никакого основания».