Вот и отгремел праздничный салют в честь Дня защитника Отечества, который, по данным опроса ВЦИОМ, 42% опрошенных считают просто «праздником всех мужчин», а 7% вообще принимают лишь за дополнительный выходной день. Праздником всех военнослужащих его считают только 31%, а Днем основания Красной Армии – 19%.
Центр Юрия Левады тоже провел социологический праздничный опрос и выяснил, что 69%, больше двух третей населения, на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник служил в армии?» – ответили категорически: «Нет». При этом 62% считают, что такая армия вполне способна защитить страну в случае возникновения внешней угрозы. Хотя 51% опрошенных заявил, что не чувствует угрозы извне. Впрочем, это также может означать, что 49% такую угрозу чувствуют.
Наверняка в число этих чувствующих входят сами военнослужащие Российской армии. По крайней мере – высший комсостав. Армии, чтобы повышать боеготовность, просто необходим враг, чтобы знать, от какого оружия защищаться и какой тактике ведения боя обучаться. Единственный вопрос: кого считать врагом Отечества? Раньше все было понятно – агрессивный блок НАТО во главе с американским империализмом. Но сейчас у нас даже создан Совет Россия–НАТО, отношения называются партнерскими, а министр обороны недавно в очередной раз побывал на саммите альянса и говорил там о мире, дружбе и плодотворном сотрудничестве. В это же время российские корабли отправились в Средиземное море, чтобы вместе с натовцами, плечом к плечу, борт к борту, участвовать в антитеррористической операции.
Но буквально тут же Сергей Иванов с удовольствием рассказывает о наших замечательных ракетах, способных преодолеть любую противоракетную оборону. Но такую оборону создает только одна страна – США. Точно так же российские истребители рассматриваются как средство против чужих самолетов 5-го поколения, которые, как известно, кроме США, никто еще не создал. И поступать они будут в первую очередь в страны НАТО. А если посмотреть сценарии учений, то в них фигурируют армады самолетов, атомные подводные лодки и авианосцы потенциального противника, которыми как раз и богат Североатлантический блок. Да и из речей российских генералов совершенно очевидно, против кого дружим с Белоруссией и держим сухим порох твердотопливных стратегических ракет.
Говорят, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Российские, судя по всему, готовятся к несостоявшейся войне на европейском театре военных действий. Как тридцать и сорок лет назад, стволы танковых пушек и бинокли командиров направлены на запад. На этом направлении лихорадочно создается новый рубеж противовоздушной обороны. Самолетами перебрасываются в Белоруссию четыре дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-300. Закладываются на стапелях ударные подлодки под еще не существующий ракетный комплекс «Булава». Потоком льются сотни миллиардов рублей на дорогостоящие вооружения.
Все официальные утверждения, что главный враг – международный терроризм, разбиваются новым законом «О противодействии терроризму», позволяющим сбивать пассажирские лайнеры с террористами на борту. Армия остается все той же, просто увеличился список целей для комплексов С-300.
Почти в неприкосновенности сохранились Вооруженные силы СССР, какими они были 15 лет назад, только в численности и качестве личного состава убавились. В том числе и представление о внешнем враге, его персонификация. Он представляется таким же, ничуть не изменившимся за последние 15–20 лет. И это особенно смешно, поскольку настала другая эпоха, и прежний натовский солдат уже в принципе не существует. С кем воевать собрались?
Тем временем французское правительство заказало 32 тыс. комплектов коммуникационных систем для солдат сухопутных войск, практически для каждого своего пехотинца. Прямо в форму вмонтированы радиостанция, прибор спутниковой навигации, компьютер. А видеокамера, встроенная в каску, передает на командный пункт изображение в реальном времени. Французы убеждены, что войны будущего будут уличными, и готовят солдат к боям в условиях города.
Но российские генералы убеждены, что в ближайшей перспективе воевать придется в болотах и на проселках, обезображенных распутицей. Поэтому начальник Центрального вещевого управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Сергей Шляев поет оды кирзачам и портянкам. Ведь американские солдатские ботинки обходятся в 200 долларов, а наш срочник самый дешевый в цивилизованном мире. Поэтому, как полвека назад, по раскаленному бетону Байконура и заснеженной тундре топает бессмертная кирза. Зато генералам и полковникам вернули советские папахи. Как говорится, по Сеньке и шапка.
Америка в ближайшем будущем собирается воевать на расстоянии. Беспилотные бомбардировщики, танки-роботы и сидящие в прохладных офисах операторы будут точечно наносить удары в самые уязвимые места противника, которые укажет всепроникающая разведка. А российская оборонка предлагает вооружения 1980-х годов. Знакомые, привычные, но модернизированные. С-300, доведенный до стадии С-400, истребитель Су-27, превращенный в Су-35, танк Т-72 с новой башней, а потому названный Т-90.
И дело не в недостатке денег. Более шести миллиардов долларов в год на закупку вооружений – огромные деньги. Просто расходуются они так же, как и 20 лет назад. И менять надо не правила оформления гособоронзаказа, не начальника Генштаба, а способ мышления всего генералитета во главе с министром обороны. Иначе Российская армия останется вечно вчерашней Красной Армией. С прошедшим вас, дорогие товарищи!