0
811
Газета Политика Интернет-версия

27.02.2006 00:00:00

Контртеррористическая операция в Госдуме

Тэги: терроризм, дума, закон


Уже через несколько дней Совет Федерации может утвердить, а президент – подписать Федеральный закон «О противодействии терроризму», принятый вчера в третьем чтении Государственной Думой. В соответствии с этим документом граждане, в частности, могут быть подвергнуты личному досмотру при пересечении границы района, города или области. Легализована и прослушка телефона – пока только в зоне теракта.

Все будет сделано по закону «О противодействии терроризму», который приняла вчера Госдума на внеочередном заседании в третьем чтении. Послезавтра, 1 марта, этот документ попадет в СФ. В случае положительного решения верхней палаты президент наверняка не станет тянуть с подписанием закона, он окончательно вступит в силу.

Закон о противодействии терроризму – документ небольшой: всего 27 статей. Прежде всего там разъясняются понятия «терроризм» и «контртеррористическая операция». При этом подчеркивается, что террористическая деятельность – не только «организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта», но и «подстрекательство к террористическому акту», а также «информационное или иное пособничество в планировании». В понятие входит и «пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности».

Для пресечения терроризма, согласно закону, могут и должны применяться Вооруженные силы. Самое главное нововведение в этой области – законодательная норма, позволяющая сбивать самолеты в том случае, если «воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы». Делать это позволяется только после того, как исчерпаны все другие возможности остановить преступников. Кроме того, закон разрешает Вооруженным силам бороться с терроризмом за пределами российской территории. Решение об этом принимает президент на основании соответствующего постановления Совета Федерации.

Внутри страны для борьбы с терактами позволяется вводить «правовой режим контртеррористической операции». Подобное решение, как и его отмена, «подлежит незамедлительному обнародованию». Режим допускает определенные ограничения для жителей того региона или обитателей того населенного пункта или объекта, где он вводится.

Ограничения эти, в общем, известны: проверка документов, «а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности», «удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов». Впрочем, имеются и тут новые нормы. Например, «ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем», то есть, попросту говоря, прослушивание телефонов. Наряду с «ограничением использования сетей связи и средств связи».

В случае необходимости закон позволяет производить «временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции», и досмотр всех входящих и выходящих с особой территории.

Решать, есть ли такая необходимость, будет либо руководитель федерального органа исполнительной власти, либо руководитель территориального органа. Ну а «в случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей», президент республики, губернатор или мэр обязан уведомить о ней руководство страны.

Между прочим, закон допускает переговоры с террористами «в целях сохранения жизни и здоровья людей», однако указывается, что на этих переговорах «не должны рассматриваться политические требования».

Целый ряд статей закона устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, и социальной реабилитации лиц, пострадавших от рук террористов. При этом указывается, что «лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица... являются правомерными». И расписываются льготы для военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Наконец, в законе утверждается запрет на «создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений». При этом сказано, что «организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора». Ну а имущество такой организации «подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном правительством Российской Федерации». Между тем в Уголовный кодекс понятие «конфискация» пока еще не возвращено, хотя сделать это предполагается. Скорее всего эта норма вставлена в закон с прицелом на будущее.

Депутаты сочли нужным специально оговорить, что «положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1147
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1413
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1284
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1258

Другие новости