Мы не позволим антиармейской истерии захлестнуть общество.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера на «правительственном часе» депутаты Госдумы заслушали доклад вице-премьера и министра обороны РФ Сергея Иванова о мерах по повышению уровня дисциплины в войсках. Парламентарии хотели это сделать еще в конце января, как только стало известно о челябинской трагедии с рядовым Сычевым. Однако глава военного ведомства объявился на Охотном Ряду только вчера. Это, видимо, дало ему возможность хорошо подготовиться к общению с депутатами.
В своем получасовом докладе, который превышал отведенное регламентом время почти в полтора раза, министр подробно рассказал, как он и его подчиненные намерены бороться с дедовщиной. Вел Иванов себя вполне уверенно, даже более того, подчеркнуто свободно и раскованно. Как заметила депутат Светлана Савицкая, «у Иванова лучший способ обороны – нападение». Конечно, министр на депутатов не нападал, но уже в первых абзацах своего доклада заявил о том. что «антиармейская истерия буквально захлестнула российское общество». А призывы к бойкоту весенней призывной кампании, по мнению Иванова, должны стать предметом пристального внимания «конституционно-правовых органов».
Вице-премьер и министр считают, что корни дедовщины кроются в российском обществе. Но Минобороны, по его словам, не снимает с себя ответственности за состояние в войсках. Поэтому он явился в Госдуму с конкретными предложениями, а также рассказал о том, что он уже успел предпринять. Во-первых, приказом Иванова в войсках введена инструкция по организации учета сведений о преступлениях и происшествиях в вооруженных силах. Отныне наверх будут докладывать о любом, даже самом, по словам Иванова, «мелком» правонарушении, допущенном в войсках. Это, считает министр, повысит ответственность командиров на местах.
Во-вторых, министр считает, что окончательно покончить с казарменными хулиганами можно только при введении в войсках института профессиональных сержантов. Сейчас из 109 тысяч должностей сержантов, которые имеются в вооруженных силах, больше половины, то есть 59 700, укомплектованы военнослужащими по призыву. Для того чтобы всех сделать профессионалами, требуется 31 млрд. 189 млн. рублей. Иванов уверен, что эти деньги государство найдет и уже к 2008 году весь сержантский корпус будет в армии профессиональным.
Как объяснил «НГ» председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, вопрос о создании специальных школ для обучения сержантов уже вовсю «прорабатывается». На эти должности планируют набирать в основном людей с высшим образованием. Таким образом, становится понятным, почему Минобороны закрывает военные кафедры в вузах и не намерено отменять отсрочки для студентов. Лейтенанта запаса на сержантскую должность не поставишь, зато выпускник института вполне для этого, по меркам МО РФ, подходит.
Другое ноу-хау Иванова заключается в возрождении системы подготовки «замполитов», которых сейчас называют воспитателями. Правда, первый выпуск офицеров по этой специальности появится не ранее 2007 года. Сейчас же на эти должности назначаются командиры, прошедшие краткосрочные курсы. В целях повышения привлекательности военной службы Минобороны планирует повысить должность командира роты на одну ступень выше, то есть до майорской, а его заместителя по воспитательной части – до капитанской. А для того, чтобы как-то удержать молодых офицеров на непопулярных командирских должностях, в военном ведомстве вводится своеобразный временной ценз – каждый командир роты и его заместитель должны обязательно прослужить на должности ротного на одном месте как минимум два года. Наконец, будет усилена материальная ответственность офицеров за преждевременное увольнение из армии. По словам Иванова, законопроект на эту тему поступит в правительство уже на днях.
Многие депутаты, особенно из оппозиционных фракций, отнеслись к выступлению Иванова весьма критически. Например, бывший министр обороны Игорь Родионов, выступавший от фракции «Родина», долго говорил о том, что главный виновник дедовщины в войсках – это нынешнее государство. А его коллега по фракции Виктор Алскнис пошел еще дальше, объявив, что «в России настоящей армии нет, а есть просто определенное число людей в военной форме».
Иванова это нисколько не смутило. «Не считаю, что армия находится в кризисе. Бюджет растет... Программа перевооружения выполняется. Состояние в вооруженных силах за последние четыре года нормальное», – ответил министр на обвинения отдельных депутатов.