На встрече министров финансов G8 в субботу стало известно о том, что российские власти приняли решение о финансировании программы Международного валютного фонда по оказанию помощи беднейшим странам. На эти цели в 2006–2010 годах будет выделено 43,5 млн. долларов. Но это решение принималось в условиях, когда внутри России бедность в некоторых слоях населения приняла хронический и необратимый характер. К началу 2006 года окончательно оформились социально-экономические тенденции, которые не позволяют значительному числу россиян и их детям в обозримом будущем стать богатыми или по крайней мере обеспеченными людьми. Одна из основных причин такого положения вещей – сложившийся механизм перераспределения доходов между различными группами населения.
Великий передел
Сейчас в виде налогов перераспределяется около 40% ВВП, через госсобственность, включая налоги и сборы, – примерно 20–25%. К этим цифрам можно прибавить объем перераспределения госслужащими доходов в экономике в виде взяток, который, по оценке члена бюджетного комитета ГД РФ Оксаны Дмитриевой, доходит до размера федерального бюджета. А это примерно 150 млрд. долларов. Правда, стоит отметить, что в этой сумме присутствуют деньги, которые идут на «откаты» при проведении различных конкурсов и тендеров из самого бюджета. Поэтому простым сложением всех этих сумм оценивать масштаб перераспределения средств в экономике через госаппарат нельзя. Но, по самым скромным подсчетам, этот масштаб составляет 50% ВВП.
При этом наряду с общим перераспределением выросли затраты на содержание чиновников. За прошедшие несколько лет фактическая заработная плата руководителей министерств и ведомств увеличилась примерно в 9 раз, не считая других доходов (см. номер «НГ» за 06.02.06). Это самый высокий темп роста величины вознаграждений за труд среди всех отраслей экономики России. Неудивительно, что структура занятости населения складывалась соответствующим образом. Среди самых популярных профессий на август 2005 года после неквалифицированных рабочих у россиян были именно чиновники и продавцы (см. таблицу 1).
Характерной особенностью современного российского чиновничества можно считать возраст работающих в этой сфере. Больше половины из них люди молодого и среднего возраста (см. таблицу 2). Но в то же время в целом занятость среди этих поколений довольно низка (см. таблицу 3), безработица высокая (см. таблицу 4), а период, который эти люди затрачивают на поиск работы, по сравнению с другими возрастными группами гораздо меньше. Они гораздо быстрее находят работу, чем граждане старшего возраста, но долго на одном месте не засиживаются (см. таблицу 5). То есть горизонтальная мобильность рабочей силы увеличивается, а вертикальная – снижается. Люди не могут перейти на более высокий уровень в карьерной лестнице и в уровне доходов и поэтому вынуждены относительно часто менять место работы в поисках «лучшей доли».
В свою очередь, это перманентно приводит к избытку работников определенных специальностей, что позволяет работодателям не поднимать зарплаты или поднимать их сравнительно медленно. Это означает, что в экономике уже сформировались определенные барьеры на высшем, среднем и низшем уровне, которые не позволяют наемным работникам воспользоваться «социальным лифтом», идущим наверх.
Молодежь без будущего
Драматизм этих процессов заключается в том, что меньше всего шансов воспользоваться этим «лифтом» у молодежи и у представителей малого бизнеса. Одни еще не имеют необходимых квалификационных навыков и деловых связей. Другие не выдерживают ценовой и технологической конкуренции с торговыми сетями, а дополнительного капитала для расширения своего «дела» – нет. «Молодежь – 20-с-чем-нибудь-летние люди, – они видят, знают от друзей или родственников, какие карьеры 10 лет назад делали их сверстники. Но сегодня эти люди, которые получили неплохое инженерное или экономическое образование, могут пойти, как это теперь называется, мерчендайзерами или сейлс-менеджерами, в самом лучшем случае, в какие-то местные или пришлые торговые структуры, получать там свою среднюю или приличную по меркам данного региона зарплату. Но больших перспектив роста у них нет. Они должны привыкнуть жить с тем, что эта позиция может немного меняться, но не принципиально в течение всей жизни, – заявил «НГ» генеральный директор Института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко. – Другая категория – это малый бизнес, это люди 40–45 лет. Они понимают, что если сегодня-завтра что-то случится с их здоровьем, то они останутся и без бизнеса, и без доходов, поскольку большую часть того, что им удается заработать, они вынуждены вкладывать в поддержание этого бизнеса. То есть больших сбережений нет, возможности прожить на них тоже нет. И вот для этих людей мысль о необеспеченности их будущего становится тоже очень серьезным фактором».
Крупный бизнес, со своей стороны, объективно не заинтересован в развитии средних предприятий, которые со временем могли бы стать его конкурентами. А средний – в развитии малого, по тем же причинам. В результате это приводит к жесткой сегментации социальных групп, где от способностей человека зависит далеко не все. Обычно в исправлении таких «социальных провалов» заинтересовано государство. Но в силу того, что часть государственного аппарата непосредственно участвует в бизнесе, его возможности по разрушению социальных барьеров противоречат его же интересам. И началось это не вчера. «У нас с самого начала возник номенклатурный капитализм, причем в самой опасной его форме. Основа любой демократии – это частный бизнес, частные собственники. У нас подавляющее большинство частных собственников, которые есть, они не создавали свое дело с нуля, а они приватизировали уже то, что было тогда», – рассказала «НГ» член комитета по бюджету и налогам ГД РФ Оксана Дмитриева.
Коррупция как способ выживания
Осознание нынешними поколениями такого порядка вещей, когда у них и их детей будущее весьма неопределенно, порождает как минимум два явления. Одно из них – когда молодой и амбициозный человек не видит иного способа выбиться в этой жизни, кроме как пойти на госслужбу и использовать свое положение в личных целях. «Мне однажды один молодой человек сказал: «Вот мне обещают, я начальником отдела становлюсь через полгода». И затем откровенно так говорит: «Вы же понимаете, меня же зарплата тогда не будет волновать». Тоска, когда человек, только оканчивающий вуз, прекрасно рентоориентирован, он идет туда не за зарплатой. Он знает, что с определенной должности он будет получать статусную ренту, назовем это так политкорректно. Это совершенно ущербный мотивационный механизм», – рассказал «НГ» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Искалеченный мотивационный механизм начинающих чиновников – это еще не все беды нынешнего молодого поколения. Безысходность в стремлении улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, как правило, приводит к депрессиям, а затем и к агрессии. Социологи в течение нескольких последних лет отмечают, что социальная апатия и неопределенность в будущем ведут к таким порокам, как пьянство, наркомания, бытовая преступность. А среди молодежи провоцируют агрессивность и такие явления, как национализм или желание всегда и во всем найти виноватого. Совокупность этих явлений позволяет сделать вывод о том, что часть трудоспособного населения строит бизнес на административном ресурсе «для себя и для своих», а часть – делит людей на «своих» и «чужих» или на «наших» и «не наших» – на улице. В этих условиях социальная напряженность делает востребованным предельно жесткое управление государством и установление «нового порядка» для сохранения капитала нынешней элиты и подавления реакции в обществе. Совершенно очевидно, что в такой системе часть россиян себе место вряд ли найдет. Так какой она станет – будущая элита?
Таблица 1Структура занятого населения по занятиям на основной работе
Август 2005 года | В процентах |
---|---|
Всего | 100 |
Профессии неквалифицированных рабочих, общие для всех отраслей | 8,2 |
Руководители (представители) органов власти и управления | 7,2 |
Продавцы. Демонстраторы товаров, одежды. Натурщики | 7,1 |
Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей | 6,8 |
Специалисты высшей квалификации | 6,4 |
Таблица 2
Работники госслужбы по возрастным группам
В процентах | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь 2005 года | всего | до 30 лет | 30–39 лет | 40–49 лет | 50–59 лет | 60–65 лет | свыше65 лет | Сред. возраст |
Все работники, замещающие | 100 | 28,1 | 24,6 | 27,4 | 19,0 | 0,8 | 0,1 | 39 |
гос. должности и должности | ||||||||
гражданской службы |
Источник: Росстат
Таблица 3
Структура занятого населения по возрасту
В процентах | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | до 20 | 20–24 | 25–29 | 30–34 | 35–39 | 40–44 | 45–49 | 50–54 | 55–59 | 60–72 | |
Август 2003 – август 2005 г. | 100 | 2,2 | 9,5 | 12,6 | 12,1 | 12.2 | 15,3 | 14,6 | 11,9 | 5,3 | 4,3 |
Источник: ⌠НГ■ по данным Росста
Таблица 4
Структура безработных по возрасту
В процентах | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | до 20 | 20–24 | 25–29 | 30–34 | 35–39 | 40–44 | 45–49 | 50–54 | 55–59 | 60–72 | |
Ноябрь 2003 – август 2005 гг. | 100 | 9,7 | 18,9 | 12,9 | 11,2 | 10,7 | 12,2 | 10,8 | 8,3 | 3,1 | 2,2 |
Таблица 5
Среднее время поиска работы безработными по возрасту
Месяцев | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | до 20 | 20–24 | 25–29 | 30–34 | 35–39 | 40–44 | 45–49 | 50–54 | 55–59 | 60–72 | |
Ноябрь 2003 – август 2005 гг. | 8,7 | 6,0 | 7,4 | 8,5 | 8,8 | 9,1 | 9,5 | 9,5 | 9,6 | 9,2 | 9,6 |
Источник: ⌠НГ■ по данным Росстата