Бывший мэр Москвы считает, что интеллигенции не место во власти.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера в здании мэрии на Новом Арбате состоялась научно-практическая конференция, посвященная 50-летию XX съезда КПСС – того самого, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина. Собралась в основном старая гвардия – экс-мэр Москвы, а теперь президент Международного университета Гавриил Попов, «прораб перестройки» Виталий Коротич, историк Рой Медведев, писатель Юрий Карякин и другие. Сегодняшних политиков представлял один лишь сопредседатель Республиканской партии Владимир Лысенко. В своем выступлении он вопрошал собравшихся: почему в России никак не удается построить демократию? Старшие товарищи не отвечали на этот риторический вопрос и по большей части ударялись в воспоминания. И только Попов посвятил свой доклад в первую очередь урокам события 50-летней давности.
Доклад бывшего мэра Москвы носил название «Упущенный шанс». Имелся в виду шанс перехода от государственно-бюрократической системы к постиндустриальному обществу. Попов считает, что возможность была упущена еще после XX съезда. «Теперь я понимаю, что в 1991 году такого шанса уже не было», – сказал известный политик и экономист обозревателю «НГ». И подчеркнул: «Тем более нет его сейчас». Свой столь пессимистический подход Попов обосновал в выступлении на конференции.
Прежде всего он подробно описал ситуацию, сложившуюся в 1956 году. Как следовало из этого описания, на том этапе развития страны сложились объективные предпосылки для радикальных реформ. Но было и множество препятствий, самые главные из которых – мощная бюрократия, не желавшая расставаться с властью, неготовность народа и слабость интеллигенции. Так вот, по мнению оратора, эти три препятствия дошли в целости и сохранности до наших дней. Даже революционный слом конца 80-х – начала 90-х годов оказался поверхностным и во многом иллюзорным. «В России прошел вариант реформ, который я называю номенклатурным», – сказал Попов. И разъяснил свою позицию: «Это реформы, проводимые той частью коммунистической номенклатуры, которая приняла решение отказаться от прошлого и начать новую жизнь».
Однако бывший мэр столицы уверен, что «реформы не могут иметь своей базой бюрократию». «Такие реформы недостаточны и непоследовательны. А это всегда в конечном счете ведет к застою», – предупредил Попов. И продолжил: «Консервативное большинство бюрократии всегда побеждает». «Мало того, когда бюрократы, чиновники всех мастей сливаются в одну партию, они уничтожают само понятие разделения властей», – сказал Попов, прямо указав на нынешнюю партию власти – «Единую Россию». Отвечая на вопрос, представляет ли он себе съезд «Единой России», подобный XX съезду КПСС, на котором был бы разоблачен культ какого-либо из прежних руководителей этой самой партии, экс-мэр отрицательно закачал головой. И объяснил: «Это невозможно. В отличие от КПСС «Единая Россия» – партия чиновников. А они никогда не пойдут на такой радикальный шаг».
Развенчав власть чиновников, Гавриил Попов в своем докладе коснулся и главных уроков, которые следовало бы извлечь из съезда партии, юбилею которого было посвящено мероприятие. «Лидерский вариант реформ нереализуем», – провозгласил он с трибуны. Далее он призвал радикально пересмотреть Конституцию в сторону уменьшения власти и полномочий главы государства. Потом порекомендовал почаще разоблачать идею «объединения бюрократии». И, наконец, выдвинул идею «двух опор» возможных радикальных реформ.
Первой опорой Попов считает создание гражданского общества, основанного на экономически независимом слое собственников. Ну а вторая опора – это интеллигенция, которой пора перестать быть «придворной». «Интеллигенции не место во власти», – заключил бывший глава московского правительства.
Впрочем, в беседе с корреспондентом «НГ» Попов признал, что в действительности никаких выводов из истории с XX съездом сделано не было. По его мнению, «власть и оппозиция много раз наступали на одни и те же грабли, прошли долгий путь неудачных проб и обидных ошибок». А сегодняшнюю ситуацию экономист определил таким образом: «Великий немецкий философ Гегель говорил: прусаки имеют то правительство, которого заслуживают. Это и к нам относится».