На этой неделе, как стало известно «НГ», Владимир Путин встретится с представителями российских и зарубежных благотворительных организаций и фондов. Гости президента намерены поставить перед ним вопрос о налоговых льготах для благотворителей. Кремль, в свою очередь, продемонстрирует, что для третьего сектора у него припасен не только кнут, но пряник. После введения ограничений на деятельность некоммерческих и неправительственных организаций и ужесточения контроля над ними со стороны государства, а также после ставшего публичным шпионского скандала, бросившего тень на российские НКО, государство готово пойти навстречу наиболее далеким от политики общественным структурам – идею налоговых льгот для благотворителей одобряет даже Минфин. Но вот от контроля над благотворителями государство отказываться не намерено.
Как рассказал «НГ» зампред комиссии Общественной палаты по благотворительной деятельности и председатель «Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами» Сергей Абакумов, ОП готовит ряд предложений для президента. «Мы намерены предложить внести поправки прежде всего в Налоговый кодекс и Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Сейчас эти законы не создают режима наибольшего благоприятствования для деятельности благотворительных организаций, – говорит Абакумов. – С администрацией президента у нас есть понимание, что эти вопросы необходимо решать».
В последнее время Кремль с особым вниманием относится к благотворителям. 4 ноября прошлого года Путин пригласил представителей благотворительных организаций на прием в Большой Кремлевский дворец. А в своей речи на первом заседании Общественной палаты глава государства особо отметил необходимость повышения престижа благотворительной деятельности. Весьма символично, что прямо накануне встречи в минувшую пятницу Госдума приняла во втором чтении новую редакцию «Закона о рекламе», которая содержит специальную статью, посвященную социальной рекламе. Не без помощи Кремля накануне второго чтения эта статья подверглась существенной переработке. Теперь в ней зафиксирована норма об обязательной квоте социальной рекламы в общем рекламном потоке в размере 5%. А рекламодателями могут выступать не только государственные органы всех уровней, но и физические и юридические лица.
На предстоящей же встрече с президентом будет решаться вопрос о создании механизма, получившего на Западе название endowment. Этот механизм предполагает, что юридическое или физическое лицо, желающее пожертвовать деньги, будет вносить их в капитал фонда или организации, а не давать на текущие нужды. Управление этими деньгами может быть построено по типу пенсионных фондов: будет формироваться консервативный инвестиционный портфель, состоящий, например, из госбумаг и вкладов в наиболее надежные банки. Соответственно благотворительные проекты будут осуществляться на проценты от этого капитала. По замыслу благотворителей и членов Общественной палаты, endowment по западным образцам будет освобожден от уплаты налогов.
Заметим, что в настоящее время деньги, которые жертвуют юридические и физические лица, облагаются налогом несколько раз. В частности, компания может перечислить деньги на благотворительные цели, предварительно заплатив с этой суммы налог на прибыль. Платят налоги государству и получатели финансовых средств: например, родители, ценой огромных усилий собравшие деньги на операцию для ребенка, обязаны заплатить с этой суммы подоходный налог. «Сама схема работает так, что даже и сто рублей невозможно отдать», – замечает Абакумов.
В Министерстве финансов гарантируют максимально льготный режим для благотворительных организаций, если они выделят в отдельное юридическое лицо весь свой коммерческий бизнес. Как заявил «НГ» замминистра финансов Сергей Шаталов, это является главным условием, «поскольку позволит разделить благотворительность и предпринимательство». Это юрлицо будет уплачивать все налоги государству, но если прибыль от его деятельности будет направляться в материнскую благотворительную компанию, эти деньги не будут облагаться налогом. Такая схема существует на Западе – в качестве примера Шаталов привел Нью-Йоркский университет, который имеет промышленную фабрику. После уплаты всех налогов государству свою прибыль она направляет на деятельность университета, и эта сумма уже не облагается никакими налогами.
От налогов Минфин готов освободить и так называемые endowment. Но в случае, если фонд докажет, что занимается только благотворительными проектами. Что же касается жертвователей – юридических лиц, то они, по словам Шаталова, не имеют права сокращать свою налогооблагаемую базу за счет благотворительных взносов. «Поэтому юридические лица никаких налоговых послаблений получить не смогут», – говорит Шаталов. Таким образом Минфин хочет ликвидировать любые лазейки, которые бизнес может использовать для ухода от налогов.
Общественники также хотят предложить президенту создать независимый общественный орган, который наряду с Росрегистрацией будет контролировать благотворительные организации. Но к этому предложению, как рассказал «НГ» источник в Общественной палате, в администрации президента относятся сдержанно.