Олег Морозов, первый заместитель председателя Государственной Думы
Вообще-то, на мой взгляд, за финансовую политику правительства отвечает Алексей Кудрин. Другое дело, что такая политика – это всегда вопрос дискуссии. Правительство в части увеличения расходной базы бюджета и отсечения цены на нефть реагировало на требования в том числе и депутатов Государственной Думы, поэтому критика Кудрина одновременно адресована и нам, депутатам. Но правительство же находится не в вакууме, оно просто не может принимать решений, не ориентируясь на те сигналы, которые идут от Думы, от всего общества. Думаю, что у Алексея Кудрина, как у классического монетариста, есть свои приоритеты финансовой политики, но он не может не считаться с общеполитической ситуацией. Но правительство – это коллегиальный орган, и решения там принимаются сообща. Так что я вполне допускаю, что в правительстве может быть и линия министра финансов – более жесткая и монетаристская с позиций финансовой скупости, а с другой стороны – линия, определяемая многими политическими составляющими, в том числе и исходящими из Государственной Думы.
Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ
Дело в том, что Кудрин всегда не очень корректно высказывался о Фрадкове. Ведь, строго говоря, реальный премьер – это тот, кто распоряжается финансами. И в данной ситуации, конечно, фигура Кудрина намного важнее и для министров, и для губернаторов, так как без «визы» Кудрина и распоряжения Фрадкова, по сути, не имеют силы. Я думаю, что это выступление на пресс-конференции надо расценить как достаточно серьезный сигнал о том, что позиция Фрадкова сильно ослаблена. И я расцениваю высказывания министра финансов как демарш против премьера.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
О конфликте между Кудриным и Фрадковым известно давно. Они, конечно, еще только учатся и не докладывают публично о своих симпатиях и антипатиях. Но у меня нет никаких сомнений, что это люди, представляющие разные политические группы или группировки. И у них совершенно разные взгляды на экономическую политику. Это хорошо видно из их бесконечных дискуссий по всевозможным вопросам – по поводу снижения НДС, Стабфонда, государственных инвестиций и прочее, и прочее. Фрадков на заседаниях правительства всякий раз дает понять, что будет осуществляться и уже начался поворот в сторону большего влияния государства. Кудрин придерживается прямо противоположной позиции, и в этом с ним солидарен министр экономического развития Герман Греф. Я считаю, что Кудрин совершенно справедливо критикует линию правительства. Вмешательство государства на пользу экономике не идет. А во что этот конфликт выльется в кадровом отношении, увидим ближе к концу года.
Алексей Митрофанов, зампред ЛДПР
Кудрин представляет группу, которая пришла во власть еще в начале девяностых годов, вместе с Чубайсом и Гайдаром. Это так называемые либеральные экономисты, интегрированные в мировые финансовые институты.
Поэтому финансовый блок правительства уже 15 лет, и при Ельцине, и при Путине, состоит из таких людей. Фрадков – представитель совсем других сил. Более того, он представитель национальной бюрократии и, конечно, его раздражает идеология либеральных экономистов насчет того, что все деньги надо хранить в американских ценных бумагах, что у нас будет инфляция, если мы начнем вкладываться в национальную экономику, и так далее. Государство сидит на 190 миллиардах долларов золотовалютных ресурсов и ищет пять копеек, чтобы поднять пенсию героям труда. Это разные команды: один представляет национальную демократию, другой – либеральные круги западнического права и не дает допуска к финансам. Это проявление старой борьбы, которая перешла в открытую стадию.
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
В течение двух лет пребывания на посту премьер-министра Фрадков регулярно требовал от господина Кудрина превратиться из счетовода-бухгалтера в человека, способного выполнять истинные функции министра финансов. Грубые, непозволительные нападки Кудрина на премьера выглядят как жалкие попытки защититься и переложить личную ответственность на правительство в целом. Мы не устаем повторять, что дела в Российском государстве начнут налаживаться только тогда, когда власть покинут птенцы гнезда Чубайса, прежде всего господа Кудрин и Греф.