Передача иранского досье в СБ ООН – это успех администрации президента Джорджа Буша и лично госсекретаря Кондолизы Райс. В течение двух лет Вашингтон пытался добиться этого шага Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), настаивая на том, что Тегеран нарушает свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и стремится к обладанию ядерным оружием. Но до сих пор из-за оппозиции Москвы, Пекина и в какой-то степени европейцев настоятельные требования США успеха не имели. Теперь же Райс благодаря особым отношениям, связывающим ее с президентом Бушем, сумела сделать американскую дипломатию более чувствительной к позициям других ключевых стран и предоставить последним возможность участвовать в формулировке решений МАГАТЭ.
Безусловно, поведение президента Ирана Махмуда Ахмадинежада подкрепило аргументы американцев. Он не только возобновил эксперименты с атомом, но и отверг факт Холокоста, а также поставил под сомнение право Израиля на существование. Жесткие заявления Тегерана осложняют подбор мягких объяснений и ответов на вопросы, касающиеся его ядерной программы.
Решение Совета управляющих МАГАТЭ передать иранское досье в СБ ООН – это также победа для России. В прошлом были моменты, когда Москва оказывалась в стороне от процесса и, будучи в слабой позиции, лишь жаловалась на решение других. На этот раз она не уклонилась от принятия международного решения. Напротив, в принятой МАГАТЭ резолюции четко просматривается рука России: действия СБ ООН против Ирана отсрочены по меньшей мере на месяц; несмотря на первоначальные возражения США, в документ включен пункт о безъядерном Ближнем Востоке, который, как все понимают, относится к Израилю; кроме того, данная резолюция значительно подняла авторитет российской дипломатии. Президент Владимир Путин также заручился открытой поддержкой президента Джорджа Буша относительно предложения Москвы по обогащению иранского урана на российской территории.
Отмечу, что, с точки зрения США, это предложение не было идеальным решением. Ведь оно позволяет иранцам продолжить большую часть своей ядерной программы, включая продвинутые исследования по обогащению урана. Но поддержка российского плана была лучшей, если не единственной, возможностью добиться взаимодействия с Россией по иранской проблеме и дать дипломатии последний шанс. Эту цену администрация Буша готова была заплатить.
Следует быть реалистом: впереди очень тяжелый путь. Даже если Иран примет российское предложение, чтобы избежать санкций ООН, это, как полагают большинство американских экспертов, лишь отсрочит день обретения им ядерного оружия. Более того, ядерная деятельность Ирана получит определенную легитимность, что осложнит в будущем оказание давления на Тегеран.
А что произойдет, если ИРИ отвергнет российское предложение? Москва и Пекин дают понять, что даже в этом случае они не готовы к введению санкций. На данном этапе не проявляют энтузиазма для введения санкций и европейцы, прежде всего это относится к Великобритании, Германии и Франции.
Администрация Буша также не призывает к немедленным санкциям, но она хочет значительно усилить давление на Тегеран, чтобы заставить его подчиняться требованиям МАГАТЭ. Даже если администрации удастся убедить остальных членов СБ ООН поддержать ее позицию, ситуация останется сложной. Реально наказал бы Иран лишь бойкот его нефти и газа, однако именно этих санкций администрация Буша надеется избежать. Такие санкции убедили бы иранцев, что Америка отрицательно настроена по отношению ко всему народу, а не только к клерикальным властям. В конце концов эти санкции могли бы помочь президенту Ахмадинежаду и его соратникам получить дополнительную народную поддержку.
Еще более серьезное препятствие на пути санкций – опасение, что потеря для рынка около 4 миллионов баррелей иранской сырой нефти (это около 5% общемирового объема добычи) приведет к резкому скачку цен на энергоносители. По некоторым оценкам, стоимость барреля сразу вырастет на 12–20 долларов. Это может нанести ощутимый удар по американской экономике, сократив шансы республиканцев сохранить контроль над Конгрессом в 2006 г., а также обойти демократов на президентских выборах 2008 г.
Сомнительные возможности оказать на Иран экономическое давление выносят на повестку вопрос о военной операции. Кредо американской внешней политики гласит: в крупном споре никогда не исключай публично силовой вариант. Но очевидно, что администрация Буша предпочтет избежать военной операции. Конечно, теоретически Америка может легко победить Иран. Но вторая оккупация в дополнение к Ираку – непривлекательная перспектива для Соединенных Штатов. Наши военные силы уже на пределе, наш бюджетный дефицит – огромен, а отношения с мусульманским миром – слишком сложны.
Не приходится рассчитывать на то, что менее масштабные варианты, чем сухопутное вторжение, например американские или израильские авиаудары, уничтожат разбросанные на обширной территории и замаскированные ядерные объекты Ирана. Потребуются многократные удары, которые могут иметь непредсказуемые последствия для отношений США с исламскими странами, международного терроризма, безопасности американских сил в Ираке, где даже в пришедшей к власти коалиции многие группы поддерживают тесные связи с Тегераном. Наконец, маловероятно, что военные удары принесут больше результатов, чем продолжение инспектирования ядерных объектов в Иране со стороны МАГАТЭ в сочетании с обогащением урана для иранских АЭС в России. И тот, и другой вариант способны приостановить иранскую ядерную программу, но не прекратить ее полностью.
Реальную проблему для мира представляет не иранское ядерное оружие само по себе, но его попадание в руки действующего воинственного исламского режима, с его хорошо зафиксированными связями с террористами. Иран находится в регионе, где ядерное оружие есть у израильских, пакистанских, индийских, российских и американских вооруженных сил. Любое руководство ИРИ, возможно, хотело бы обладать ядерным оружием, если от него не откажутся все остальные державы. Огромное значение имеют ответы на вопросы, когда у Ирана появится своя бомба и какие люди в этот момент будут у власти в стране. Таким образом, в интересах каждого из нас найти способ замедлить иранскую ядерную программу мирными средствами – и чем больше, тем лучше. По этой фундаментальной цели у Москвы и Вашингтона нет разногласий. А вот как ее достичь – предстоит решать в ходе неоднократных и сложных российско-американских переговоров. Требуется креативная дипломатия и добрая воля, чтобы ответ на этот вызов сблизил США и Россию, а не стал источником разногласий.