Прозрачность доходов российских чиновников Гришанков считает недостаточной.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Завтра председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков расскажет об итогах борьбы комиссии в 2005 году с «главной из бед пореформенной России». Мероприятие состоится в преддверии ратификации Думой международной конвенции о противодействии коррупции, назначенной на 17 февраля.
Для того чтобы стать полноправным членом мирового сообщества в этой области, российскому парламенту предстоит, по словам Гришанкова, внести поправки в целый ряд существующих законов. Наиболее важные из них коснутся возврата в страну капиталов. Автор доклада считает, что наши законодатели обязаны вернуть в Уголовный кодекс «одну из самых обсуждаемых норм – конфискацию имущества», чтобы создать механизм международного сотрудничества «в возврате активов, вывезенных из России, конвенция ООН дает этот инструмент»: «Мы должны после ратификации конвенции начать разработку национальной стратегии по борьбе с коррупцией, на самом деле набор предложений очень большой».
Корреспондент «НГ» поинтересовался у депутата, каким образом поправки в УК улучшат положение в этой области и насколько существующее законодательство недостаточно. Гришанков пояснил, в чем он видит улучшение ситуации в результате принятия рекомендованных его комиссией поправок: «Возьмем должностное преступление с хищением средств государства – если деньги вывезены за рубеж в какую-то конкретную страну, то правоохранительные органы этой страны должны помогать России в поиске этих средств. Вы знаете, конфискации активов по должностным преступлениям, которые предусматриваются конвенцией, сегодня не делается. Здесь надо давать более четкие формулировки. Конвенция ООН против коррупции дает возможность возвращать активы из-за рубежа».
При этом, замечает Гришанков, важны не только изменения в Уголовном кодексе, но и «ряд изменений в те регламенты, которые существуют в деятельности наших ведомств – то есть создание прозрачных регламентов их работы, необходимо четкое формулирование поведения госслужащих».
Далее законодатель пояснил, что речь идет о недостаточной прозрачности доходов чиновников: «В международном праве существует прозрачная финансовая отчетность публичных должностных лиц и членов их семей. У нас есть налоговая декларация, но у нас часто все это записывается на родственника. Эти изменения в течение одного дня не сделать, но их нужно принимать». Депутат заверил «НГ», что у комитета «в полном объеме подготовлены соответствующие поправки в законодательство».
Между тем некоторые коллеги парламентария по думской скамье, оценивая деятельность комиссии, сетуют на недостаток ее полномочий, объясняя тем самым малую результативность ее антикоррупционной борьбы. Член комитета по безопасности ГД Геннадий Гудков отмечает: «Комиссия, к сожалению, лишена полномочий. Она выполняет роль экспертного органа, поэтому, если мы действительно хотим бороться с коррупцией, нужно создавать механизм парламентского контроля – это принципиальный момент – и давать соответствующие полномочия в парламенте. В противном случае это будет просто мнение экспертов: в виде пожеланий, в виде констатации фактов, но не более того».
Отсутствие в докладе Гришанкова конкретных данных о размерах коррупции и наиболее вопиющих случаях нарушения законодательства в этой области глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров комментирует следующим образом: «Это такой формальный отчет деятельности за год. Традиционный бюрократический отчет о деятельности некоей организации. Больше ни на что он не претендует – ни на какую-то серьезную диагностику, ни на какие-то прорывы».
В подтверждение своих слов Сатаров обращает внимание на самые декларативные, на его взгляд, места доклада: «Там в самом начале написаны рекомендации президенту – поручить совету при президенте РФ по борьбе с коррупцией разработать стратегию политики. Такой совет, как известно, создан уже три года назад – и собирался только один раз, назначив председателем Касьянова. На этом он закончил свою деятельность».