Борис Немцов, член политсовета СПС
Нет, никакой кампании против Минобороны я не вижу. Другое дело, что при Сергее Иванове в армии выросли масштабы пыток и издевательств. Он несет за это полную ответственность. По данным Комитета солдатских матерей, ежегодно от пыток и издевательств, которые политкорректно называют дедовщиной, страдают по двадцать тысяч человек, и даже в Кремлевском полку был зафиксирован подобный случай. По этому поводу требовали публичного расследования, но наш доблестный министр даже ухом не повел. Кроме того, он повинен в том, что армия не переходит на контрактные принципы формирования, ведь дедовщина, то есть пытки и издевательства, сохранится до тех пор, пока армия не станет профессиональной.
А Иванов всячески торпедировал и саботировал военную реформу, например, полностью провалил переход на контрактный принцип 76-й псковской десантной дивизии. Наконец, министр виноват и в том, что произошло с Андреем Сычевым. Любой порядочный человек должен в такой ситуации писать рапорт об отставке. Никакой кампании я тут не вижу. Я знаю, что его хотят сделать преемником, но полагаю, что это было бы просто катастрофой. Сейчас страдает армия, а будет страдать вся страна. Иванов должен уйти, и чем скорее, тем лучше.
Иван Мельников, заместитель председателя ЦК КПРФ
Ситуация в армии неблагополучная – это очевидно. Многочисленные трагедии связаны с той моральной атмосферой, которая царит в Вооруженных силах, и бедственными условиями, в которых находится армия. Случай с солдатом Сычевым, безусловно, дал некий толчок к тому, что информация обо всех армейских происшествиях теперь, безусловно, замалчиваться станет меньше. Другое дело, что всю эту информацию кто-то может использовать и в политических целях. Более того, поскольку ситуация с преемником Путина явно неопределенная, вокруг этого вопроса в администрации президента ведут борьбу различные группировки, следовательно, можно предположить, что информация о преступлениях в армии обязательно будет использована в таких целях.
Глеб Павловский, советник главы администрации президента
Нынешняя, так сказать, всенародная кампания против дедовщины достаточно лицемерна. Я не хочу сказать, что вся она является заказной, это не так, но попытка свалить министра обороны налицо. Причем инициатива исходит не из общественных, а из аппаратных кругов, которые хотели бы, чтобы общественные организации выполнили за них грязную работу. Невозможно не возмущаться садизмом в армии, да и не только в армии, а и в тюрьме, и в милиции, и даже в школе. Но ответственность за этот садизм несет, с моей точки зрения, скорее общество, чем власть. Потому что садисты приходят с гражданки, и именно демократизация кадровой политики в девяностые годы привела в значительной степени к криминализации кадров и в разных силовых структурах. При этом все обходят вопрос, что челябинское танковое училище – это жертва реформы армии. Это училище подлежит закрытию в связи с переходом на контракт местных военных. Кадры дезориентированы. Я думаю, что сегодня мы имеем дело с крайней степенью общественной незрелости. Мы нуждаемся в реальной, открытой и честной кампании по моральному обновлению в стране и ее общественных институтах. Вместо этого нас науськивают на тех или иных должностных лиц.
Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР
В какой-то степени, может быть, и есть такая кампания. Но, с другой стороны, мы уже двадцать лет живем при гласности, и все чаще и чаще информация о вопиющих случаях становится достоянием общественности. Трудно все скрыть, молодежь сейчас знает все телефоны – прокуратуры, Союза солдатских матерей. Я думаю, чтобы решить проблему, надо призывать солдат вместе, из одного региона, из одного вуза, учебной группы, чтобы они были уже знакомы. Важно повысить возраст – призывать в двадцать пять лет.
Сергей Марков, член Общественной палаты
Кампания против возможного преемника, конечно, идет. Связана она в том числе и с этим скандалом в армии. Действительно, Сергей Иванов подвергается целенаправленному шельмованию со стороны ряда людей, которые являются политическими противниками президента и связаны с неправительственными организациями. Но, с другой стороны, разразившаяся в обществе широкая дискуссия связана не совсем с фигурой министра. Нетерпимое положение в армии – это совершенно не вина Иванова, это вина в наибольшей степени Бориса Ельцина. Армия находится в состоянии полураспада. Там не уважаются элементарные гражданские права военнослужащих. Там царит криминализированная атмосфера. Если власть в дневное время принадлежит офицерам, то в ночное время – криминальным элементам. Поэтому нужна жесткая политика декриминализации армии. Поскольку армия – это часть общества, то нужно заниматься декриминализацией общества, а не бороться с одним отдельно взятым министром.
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
Все мероприятия, которые были озвучены, в том числе и президентом, по налаживанию порядка, по модернизации и по повышению статуса армии изначально обречены на провал. Почему молодые люди не хотят идти в армию? Они не трудностей боятся. Но они понимают, что попадут в чуждую агрессивную среду и впустую потратят годы жизни. Отсутствует система армейского образования, не формируется военная элита. Конечно, не обошлось без кампанейщины. В принципе неплохо, что так широко заговорили о безобразиях, которые творятся в нашей армии. Но есть большое опасение, что эту кампанию перебьет какая-нибудь другая катастрофа, или из ряда вон выходящий факт, или чье-то громкое заявление.