Сегодня вечером в Георгиевском зале Кремля будут чествовать человека, чье имя никого не оставляет равнодушным уже полтора десятка лет. Сегодня первому президенту России Борису Николаевичу Ельцину исполняется 75.
Как много в сегодняшней России пенсионеров, чей юбилей празднуют в кремлевском Георгиевском зале? Не стоит гадать – один. И то, как отмечается нынешний день рождения Бориса Ельцина, – пожалуй, самая лучшая иллюстрация к той роли, которую когда-нибудь отведут первому президенту России в учебниках по истории нашей страны.
Роли бесконечно противоречивой, не поддающейся однозначной оценке и не допускающей исчерпывающих трактовок. Человеческой – в прямом смысле этого слова – роли. Персональный шумный юбилей одного-единственного пенсионера в стране, в которой для всех остальных пенсионеров (по крайней мере для полностью подавляющего большинства из них) его имя стало синонимом обнищания, – из таких противоречий состоит вся история первого президента России.
Но и сделать вид, что не было такого человека – Бориса Ельцина – и всего, что он успел сделать за восемь с лишним лет своего правления, тоже нельзя. В конце концов второй президент России вначале тоже был всего лишь его преемником. Триумф Путина на первых, а потом и на вторых президентских выборах – тоже в каком-то смысле заслуга Ельцина. При котором, собственно, и появились сами выборы. Может быть, не самые демократичные в мире (хотя когда-то многим казалось именно так – и это тоже связывали с Ельциным), но совсем другие, чем в СССР.
Сегодня Борис Ельцин практически не появляется на экранах телевизоров и газетных страницах. Он лично в полном смысле слова ушел из политики. Но не его имя. Не проходит и дня, чтобы оно не упоминалось в том или ином контексте, с той или иной (но всегда радикальной!) эмоциональной окраской.
То «ельцинская семья», то «ельцинские реформы», то «Ельцин на танке», то «Ельцин в Хасавюрте»...
Нравится это кому-то или нет, но надо признать: мы до сих пор – наследники ельцинской эпохи. Слишком много случилось за восемь лет его президентства, чтобы были решены все проблемы, сопровождающие Россию, в одночасье сменившую курс – и до сих пор, похоже, не осознавшую конечной цели. Наши долги, наша непроходящая головная боль – Чечня, наши запутанные отношения с бывшими братскими республиками, наши пенсионеры, а самое главное – оглушительное молчание гаранта демократии в последние пять лет... Все это оттуда, из девяностых годов. Они были и остались десятилетием Ельцина.
Ему можно многое припомнить. Ему можно многое простить. Каждому – свое. Каждый из нас сам решает, что олицетворяет для него Борис Ельцин. Не найти только тех, для кого он – всего лишь проходная фигура на исторической сцене. Не тот масштаб поступков. Какими бы они ни были.
Но они были – история не знает сослагательного наклонения. Зато история знает толк в затейливых играх с датами. В этом году 75-летие отмечают сразу два первых президента. России и СССР – Борис Ельцин и Михаил Горбачев. Трудно придумать более символическое совпадение. Оба сделали то, что казалось невозможным, – разрушили Советский Союз. Без Горбачева не было бы Ельцина.
Но начавшаяся с Горбачева эпоха в памяти страны останется «ельцинской». Все-таки есть огромная разница между «первым и последним» – и «первым». Простая, казалось бы, задача – вспомнить значимые для российской истории персоны, неразделимые с прилагательным «первый». Ну, Петр Первый – это все вспомнят, это на поверхности. Кто-то еще вспомнит первого космонавта. Кто-то – первого вождя первого в мире государства рабочих и крестьян. Кто-то образованный – Николая Первого Палкина: как-никак Пушкина притеснял. Все? Нет, не все. Есть еще первый президент СССР. И первый президент России. Сегодня – его день. Еще один день еще не закончившейся его эпохи.