В минувшие уикенд и понедельник в Москве принимали сразу трех глав государств: президента Кипра Тасоса Пападопулоса, президента Армении Роберта Кочаряна и президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.
Подобное совпадение привело к перегрузкам в работе протокольных служб, но их сотрудники заверяют, что такое им ныне не впервой. Международные обмены – визиты делегаций, саммиты и прочие встречи государственных руководителей стали настолько частым делом, что у их участников остается немного времени на перерывы. Схожая ситуация наблюдается и в Пекине, где вчера одновременно находились король Саудовской Аравии Абдалла и первый замгоссекретаря США Роберт Зеллик.
Из трех визитов в Москву один (Пападопулоса) был задолго спланирован, другой (Кочаряна) согласован в минувшем декабре, а третий (Ниязова) объявлен совсем недавно и, похоже, вызван срочными обстоятельствами.
В переговорах с каждой делегацией у Кремля свой набор политических тем – от глобальных до региональных. И одновременно с каждой есть что обсудить сугубо индивидуально. Это существующая уже 40 лет проблема разделенного Кипра, тянущаяся с начала 90-х проблема Карабаха, вопрос определения статуса Каспия.
И все же, судя по программам переговоров, больше всего времени занимает обсуждение экономических и торговых вопросов. В целом это уже стало доминирующей тенденцией во всем мире – экономические связи между странами все больше становятся заботой высшего уровня государственного руководства. Ведь в эру глобализации это ключевое направление в решении проблемы развития. То, что в эту тематику все больше вовлекается Кремль, отражает растущую роль России в мировой экономике. Прежде всего ее особое положение на рынке энергоресурсов. Но не только – возросшие экспортные доходы и выросший за пять лет в пять раз госбюджет делают нашу страну все более привлекательным торгово-экономическим партнером. Итог всего этого – своего рода очередь желающих вступить в контакт.
Кипр уже два года как в Евросоюзе и за это время из-за введения визового режима потерял почти половину российских туристов. Упали доходы, получаемые от отдыха иностранцев. Ныне президент Пападопулос готов известить Москву о мерах, принятых в интересах облегчения процедур выдачи виз.
Озабоченность Никосии связана и с особой ролью Кипра как источника инвестиций в российскую экономику. Обнаруживается, что небольшая по размерам и экономическому весу страна числится гигантом по части капиталовложений в России. По общему объему накопленных капиталовложений Кипр на первом месте среди иностранных государств и потому пытается добиться от России гарантий этих инвестиций.
В визите Ниязова, прибывшего по срочному личному приглашению со стороны российского президента, – вопросы газовой дипломатии. По существу, Туркменистан является третьим участником газовой сделки Москвы с Киевом, и от того, как он будет соблюдать условия сделки, зависит и ее судьба.
Газовая тема является центральной на переговорах в Москве армянского президента Кочаряна, хотя официально он прибыл на открытие Года Армении в России. По сообщениям из Еревана, Кочарян вылетел в Москву с твердым намерением отбиться от предлагаемого повышения цены на поставляемый в его страну российский газ. Его аргументы носят, правда, преимущественно политический характер.
Все названное наглядно показывает, насколько прочно экономическая повестка дня доминирует в заботах иностранных государственных руководителей на российском направлении. При этом политика становится своего рода гарниром к главному – экономическому – блюду.
Ныне и Кремль помещает себя не только в гущу мировой политики, но и в хитросплетения мирохозяйственных связей. Иногда успешно, но иной раз не без проблем. Не всегда, в частности, выдвижение теми или иными партнерами торгово-экономических запросов используется Москвой как удобный повод со своей стороны внести необходимые коррективы в развитие двусторонних связей с учетом долгосрочных экономических интересов России. Не время ли навести в этой области порядок, укрепляя тем самым двустороннее сотрудничество?
Стихию мирохозяйственных связей можно сравнить с бушующим океаном. Проплыть по этой стихии без проблем можно, лишь четко зная курс. Требуется цельная, проработанная и реально соответствующая интересам страны концепция экономических и торговых связей. Своего рода внешнеэкономическая доктрина.