Как стало известно вчера, «Транснефть» учредила специальное дочернее предприятие ООО «Центр управления проектом Восточная Сибирь – Тихий океан» («ЦУП ВСТО») для практической реализации проекта нефтепроводной системы к тихоокеанскому побережью России. Казалось бы, это должно было ознаменовать старт строительства трубопровода, однако, как оказалось, это всего лишь очередной подготовительный шаг. В самой же «Транснефти» его воспринимают как лишнее напоминание правительству о том, что пора бы уже начинать строить. Как сказал «НГ» вице-президент АК «Транснефть» Сергей Григорьев, «компания ждет «отмашки» с октября прошлого года».
Стоит напомнить, что 31 декабря 2004 года российский премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве ВСТО. В документе была утверждена поэтапная реализация проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год. Еще ранее, в сентябре прошлого года, председатель комиссии Совета Федерации России по естественным монополиям Михаил Одинцов заявлял, что к 2008 году будет построен первый участок нефтепровода – Тайшет–Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружен нефтеналивной терминал в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. На первом этапе мощность трубы от Тайшета до Сковородино должна составить 30 млн. тонн, а на втором, когда будет построен участок от Сковородино до Находки, – 80 млн. тонн нефти в год, из которых 30 млн. предположительно пойдет в Китай.
Кстати, тогда же господин Одинцов заявил, что проект будет финансироваться международным консорциумом банков. Первоначально предполагалось, что строительство нефтепровода на 80% будет финансироваться японскими банками, однако они предложили неприемлемые для РФ условия кредитования и этот вариант больше не рассматривался. Небезынтересен также тот факт, что осенью прошлого года, говоря о стоимости проекта, председатель комиссии Совета Федерации России по естественным монополиям отмечал, что ВСТО оценивается в 16 млрд. долл., а стоимость строительства участка от Тайшета до Сковородино составит 7–8 млрд. долл. Вчера же вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев в разговоре с «НГ» опроверг эти цифры, сообщив, что проект никогда не стоил 16 млрд. долл. «Весь проект стоит около 11,5 миллиарда долларов, а первая стадия проекта – до Сковородино плюс строительство нефтеналивного терминала – 6,5 миллиарда долларов», – заявил вице-президент.
По словам Сергея Григорьева, «Транснефть» как проектировщик и заказчик проекта намерена привлечь для строительства трубопровода кредит на самых выгодных условиях. «Под этот проект кредит готовы выделить все банки мира. Но мы ни у кого не можем взять деньги, пока нет постановления правительства», – отметил вице-президент компании.
Эксперты также склонны считать, что задержка запуска проекта связана отнюдь не с финансовыми трудностями, так как качество обеспечения кредита «Транснефти» достаточно солидное. «Это компания без цикличности, она не привязана к ценовому риску. Посему любой крупный мировой банк почтет за честь и будет рад с точки зрения лимитов и финансовой надежности кредитовать «Транснефть», – сказал «НГ» аналитик «FIM Securities» Дмитрий Царегородцев. По его мнению, задержка принятия решения по проекту в правительстве в первую очередь связана с тем, что члены кабинета министров не могут поделить между собой подряды. «Многие члены правительства лоббируют свои отрасли и отдельные предприятия. И может статься так, что сейчас там идет достаточно серьезная торговля за подряды», – отмечает аналитик.
В Минпромэнерго, курирующем проект ВСТО, не отрицают, что строительство трубопровода затрагивает интересы многих предприятий, однако особо подчеркивают, что «рассмотрение вопроса о запуске строительства идет строго по графику».