Вице-спикеру ПАСЕ Константину Косачеву в Страсбурге предстоит отбиваться по всем фронтам.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В Страсбурге вчера открылась зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Нынешние дебаты лидируют по числу неприятных для Москвы тем. Прежде всего это доклад о нарушении прав человека в Чечне и обсуждение преступлений коммунистических режимов. Предполагалось также провести срочные дискуссии на предмет газовых санкций Москвы против Украины и свободы СМИ в РФ, но эти предложения вчера не прошли. При этом по ним будут готовиться отдельные доклады. Кроме того, намечено внеочередное обсуждение ситуации в Белоруссии. Иными словами, россиянам во главе с вице-спикером ПАСЕ Константином Косачевым (см. интервью с ним на этой же странице) предстоит отбиваться по всем фронтам. И тут не обойдется без потерь. Скорее всего, как показывает практика предыдущих сессий, удастся «расчистить» незначительный плацдарм и лишь на одном из направлений.
Чечня как завершение карьеры «на высокой ноте»
В попытке отсрочить рассмотрение в Страсбурге двух докладов – о ситуации в Чечне и о преступлениях коммунизма – российские власти пригрозили Совету Европы снижением своего членского взноса. Но чем сильнее Кремль пытается отстоять свое право действовать без оглядки на Европу, тем более резкими становятся формулировки в стенах Дворца Европы. В Страсбурге, например, не могут понять, почему Россия с таким воодушевлением защищает режим президента Белоруссии Александра Лукашенко. И хотя глава российской делегации Косачев старательно уходит от употребления словосочетания «режим Лукашенко», заявляя, что россияне в принципе не против рассмотрения этого вопроса на сессии ПАСЕ, но ратуют за то, чтобы были выслушаны все стороны, суть дела от этого не меняется. В Страсбурге все порывы российской делегации отстоять права белорусов воспринимаются как желание обезопасить власть Лукашенко.
Примерно аналогично выглядит в глазах европейских правозащитников и нежелание Москвы спешить с обсуждением чеченской темы. По словам Косачева, «в повестку дня попал неподготовленный, на наш взгляд, доклад по Чечне». Причина такой торопливости, по мнению главы российской делегации, кроется в том, что в Страсбурге «все по-прежнему подгоняется под личности, а не под проблемы», ведь автор доклада немец Рудольф Биндиг уходит из большой политики, не переизбравшись в бундестаг: «Для него эта сессия последняя, и он явно намерен завершить свою карьеру на высокой ноте». При этом Косачев не отрицает существование самой проблемы с правами человека в Чечне, но излишне резкие формулировки вкупе «с поверхностным анализом ситуации вряд ли будут услышаны в России». В переводе с дипломатического это, вероятно, означает, что Европе пора бы уже приучиться критиковать Россию за Чечню мягко и аккуратно, не применяя политику двойных стандартов, так как корень вселенского зла един – терроризм.
«Преступления должны осуждаться юристами, а не политиками»
Любопытно, но и появление в повестке дня другой щекотливой темы – преступлений коммунистических режимов – также, по мнению России, связано с политическими амбициями европейских депутатов. Кстати, инициатором резолюции выступил председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден. Он напомнил, что во многих странах коммунистические партии были у власти и не обязательно совершали преступления. Однако если эти преступления совершены, они должны быть осуждены, и «это никогда не поздно сделать». По словам ван дер Линдена, резолюция в ПАСЕ, осуждающая преступления коммунистических тоталитарных режимов, не дает право странам Балтии требовать компенсации от РФ, однако граждане любых стран, в том числе России, могут сделать это в частном порядке через Европейский суд по правам человека.
Москву доклад по преступлениям коммунизма разочаровал, поскольку его авторы «намерены осудить не только режимы, но и саму коммунистическую идеологию», а «нельзя осуждать идеологию только потому, что она кому-то не нравится». Более того, в ходе дебатов во Дворце Европы может прозвучать и сравнение коммунизма с фашизмом, что, по мнению Косачева, вообще недопустимо. При этом непонятно, чем увенчается обсуждение этой темы: единственная рекомендация, существующая на сегодняшний день, – создать независимую комиссию ПАСЕ, которая обобщила бы все преступления. Миссия, по мнению Косачева, невыполнимая: «Преступления должны осуждаться юристами, а не политиками».
Весь бюджет – только 10 км автодорог в Голландии
На этом фоне МИД России предложил сократить взнос в казну Совета Европы. Мол, Россия добровольно взяла на себя обязательства главного плательщика и также добровольно может от них отказаться, не потеряв при этом в своих правах. Заместитель генсека Совета Европы г-жа Мод де Бур-Букиккио подчеркнула, что в Совете Европы «пока не получали на официальном уровне информацию, что Россия планирует сократить свой взнос». «Буквально на днях была встреча с поспредом РФ в Страсбурге Александром Орловым, и он об этом ничего не говорил. Мы видели только сообщения в СМИ». Госпожа де Бур-Букиккио отметила, что в случае сокращения российского взноса и без того экономный бюджет СЕ может уменьшиться на 10%, и это «будет серьезным ударом» по нему.
Председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден, в свою очередь, заявил: «Мне сложно поверить, что какая-либо из стран СЕ может уменьшить свой взнос. Бюджет СЕ 185 миллионов евро, и нам этих денег и так не хватает!» Аргументируя свою позицию, голландец ван дер Линден напомнил, что в финансирующийся из бюджета СЕ Европейский суд по правам человека больше всего обращений поступает из стран Восточной Европы, и прежде всего из России. «А у нас еще есть Венецианская комиссия, Комиссия по предотвращению пыток и другие структуры. И вообще 185 миллионов евро – это 10 км автодорог в Голландии!» – посетовал председатель. При этом в Страсбурге не отрицают, что Россия, как и любая страна, имеет полное право пересмотреть свое финансовое участие в организации.
По словам госпожи де Бур-Букиккио, если снижение взноса произойдет, это не следует увязывать с жесткой позицией СЕ по отношению к России. Любопытно, впрочем, что Москва грозит сокращением своего взноса уже давно и, как правило, активизация обсуждения этого болезненного для Страсбурга вопроса всякий раз совпадает с появлением в повестке дня ПАСЕ очередной щекотливой темы. Так или иначе, изобилие острых тем на нынешней сессии, обусловлено ли оно случайным стечением обстоятельств (уход из бундестага Биндига и усиленная небывало суровыми холодами актуальность газовых вопросов) или желанием предпринять целенаправленную атаку на Россию в преддверии ее председательства в Комитете министров СЕ, очевидно, не могло остаться незамеченным Москвой.
«Крайне неудачное заявление» Москвы
Нынешнее заявление о возможности сокращения взноса, по мнению главы российской делегации в ПАСЕ, «крайне неудачно, особенно сейчас» – накануне председательства России в Комитете министров СЕ (на полгода с 19 мая). Некоторые депутаты в ПАСЕ уже заявляют, что Россия не достойна председательствовать. В интервью «НГ» генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис так прокомментировал ситуацию: «Россия приступает к председательству, действительно не выполнив всех обязательств, взятых ею на себя при вступлении. Это единственная страна Совета Европы, где не отменена юридически смертная казнь. Введен лишь мораторий, и никого не казнят, однако юридической отмены смертной казни все же не произошло. Есть также проблема невыполнения Россией решения Европейского суда по правам человека. Речь идет об известном деле Илашко: решение суда выполнено не полностью. Илашко вместе с двумя другими гражданами Молдовы попал в тюрьму в Приднестровье, и Европейский суд, приняв решение о том, что заключение этих людей было неправомерно, постановил их освободить. Илашко вышел на свободу и, кстати, является депутатом ПАСЕ, а еще два гражданина Молдовы остаются в тюрьме в Приднестровье. В Совете Европы прекрасно знают, что Приднестровье – это сепаратистский регион, и все силовые структуры там находятся под контролем России. Поэтому ссылки Москвы на то, что она не может повлиять на освобождение этих двух людей, не принимаются. Прежде чем принимать решение по делу Илашко, судьи побывали в Приднестровье и пришли к выводу, что силовые структуры и тюрьмы там находятся под контролем Российской армии». По словам Дэвиса, некоторые депутаты в Парламентской ассамблее высказывают мнение, что Россия не достойна председательствовать, «однако ни одно правительство из стран – членов Совета Европы, а их сорок шесть, не придерживается такой позиции. Таким образом, Россия будет председательствовать».
Страсбург