Политические предпочтения молодежи, ставшие предметом изысканий специалистов Центра социологических исследований Российской академии образования, выявили любопытную тенденцию: опрошенные старшеклассники, которым было предложено выбрать между несколькими формами правления, высказались отнюдь не в пользу демократии. Правда, приверженцев консервативных идей среди респондентов РАО оказалось несколько меньше, чем среди их родителей (см. «НГ» от 18 января с.г.), но сходство ответов тех и других ясно свидетельствует о наличии стойкой вышеуказанной тенденции. Между тем в любом обществе молодежь является самой моторной его частью и становится, в период крупных потрясений, главной движущей силой грядущих перемен. То, что сегодня в стране не замечены массовые протесты населения, объясняется, возможно, незначительностью нашей молодежной «квоты» – по причине отмеченного статистиками общего старения населения.
На вопросы ученых, касающиеся политического устройства страны, ответили полторы тысячи московских старшеклассников. Это не первое исследование: аналогичное проводилось ровно 10 лет назад. Нынешнее осуществлялось под руководством директора Центра академика РАО Владимира Собкина.
Самые интересные ответы были получены на вопрос: какая форма правления наиболее приемлема для России? Оказалось, что молодежь явно склоняется к президентской республике: если в 1996 году за эту форму правления высказывались 38,5% опрошенных молодых людей, сегодня – 49,2%. В пользу парламентской республики соответственно высказались 27,5% и 16,9% старшеклассников. Характерно, что более чем в два раза при этом возросло доверие юных респондентов к президентской власти. Положительно ответили на этот вопрос 27,2% опрошенных, в то время как в 96-м эту форму правления выбрали 11,8% опрошенных. Любопытно, что почти каждый пятый старшеклассник (18%) предпочел видеть во главе государства царя, высказавшись в пользу монархии.
Когда исследователи предложили школьникам избрать наиболее приемлемый для России политический строй, обнаружилось самое удивительное: число приверженцев демократических форм правления резко уменьшилось. Если в 96-м эти институты назвали самыми приемлемыми для страны 71,5% респондентов, то сегодня таковых оказалось чуть больше половины – 58,9%. И подсчеты ясно показывают, кому отдали голоса разочаровавшиеся: больше чем вдвое выросло число приверженцев «тоталитарной власти». Десять лет назад их было 3,6%, сегодня – 8,7%.
Власть в стране, по мнению опрошенных, жестко поделена между Центром и регионами – здесь школьники нынешнего и поколения 90-х проявили полную солидарность. Однако в том, что местные правительства должны обладать большими полномочиями, 10 лет назад уверен был каждый третий школьник, сегодня – только каждый пятый. Если учесть восприимчивость молодежи к родительским политическим воззрениям – стоит ли удивляться уверенности правительства в отсутствии сколько-нибудь значительного сопротивления законам об ограничении полномочий региональных властей?
Неожиданными, но вполне в русле других ответов оказались рассуждения юных респондентов на тему открытости страны. Им предложено было ответить буквально на такой вопрос: какой должна оставаться Россия для остального мира – открытой или закрытой страной? В пользу открытости 10 лет назад высказалось 52% респондентов, сейчас – только 39,5.
Разочарование в существующей государственной модели особенно остро чувствуется в оценке школьниками нынешней действительности. Потребность в сильной руке, которая ясно прослеживается в предыдущих ответах, объясняется провалом реформ: в этом, судя по цифрам, уверено большинство опрошенных, и число осудивших перемены значительно выросло по сравнению с прошлым опросом.