Вчера члены Общественной палаты приняли заявление об усилении борьбы с проявлениями национализма и экстремизма в России. Это произошло на заседании рабочей группы, посвященном разработке регламента работы этого органа, первое заседание которого в полном составе состоится в воскресенье.
В заявлении говорится: «Любое выступление с призывами к вражде и насилию, любые экстремистские или националистические высказывания должны становиться концом политической карьеры и общественной деятельности. Настала пора пересмотреть ряд положений действующего законодательства с целью поставить заслон националистической и экстремистской пропаганде». В качестве примера приводится недавнее нападение на московскую синагогу, совершенное молодым человеком, читавшим «Майн Кампф» и другую антисемитскую литературу, свободно продающуюся в столице. Общественники настаивают на том, чтобы был принят закон, объявляющий распространение такого рода литературы уголовным преступлением.
Под заявлением поставили свои подписи 44 из 126 действующих членов Общественной палаты – те, кто участвовал в рабочем совещании по регламенту. Как рассказала корреспонденту «НГ» вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, инициатором выступил их коллега по палате, главный раввин России Берл Лазар. Среди подписавших – такие известные люди, как академик РАН Евгений Велихов, директор Института этнологии и антропологии Валерий Тишков, президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская, адвокат Анатолий Кучерена и председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
Еще один из подписантов – президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков, сказал «НГ», что для него, как и для многих его товарищей, важно то, что в этом заявлении демонстрируется «готовность Палаты реагировать на самые отвратительные проявления ксенофобии и национализма и высказывать свое мнение по их поводу».
«Заявление это мы приняли для того, чтобы указать вектор формирования общественного мнения», – объяснила Зелинская корреспонденту «НГ». Она призналась, что у Общественной палаты нет возможностей кого-то наказать или распустить какую-нибудь общественную организацию. И добавила: «Единственное наше оружие – это личный авторитет и личное влияние».
Зелинская особо обратила внимание корреспондента «НГ» на тот факт, что Палата в этом своем заявлении «обращается не к президенту, не к правительству и не к парламенту, а исключительно к обществу и к средствам массовой информации». Президент «Медиасоюза» видит в этом «новизну ситуации». «Только общественное мнение сможет отжать от власти и от рычагов влияния тех политиков и общественных деятелей, которые, проявляя безответственность и легкомыслие, а то и дурные намерения, скользят в своих выступлениях на грани разжигания межнациональной розни», – подчеркнула Зелинская. Она выразила озабоченность создавшимся положением: «К сожалению, у нас публично произносят множество заявлений, носящих провокационный, бестактный и оскорбительный характер, но не подпадающих под действие закона». «Таким образом, в обществе создается нездоровая атмосфера, которая порождает преступления на межнациональной почве», – сделала Зелинская вывод. Именно с этим, по ее мнению, и должен бороться новый общественный орган.
Кстати, источник в Общественной палате подтвердил корреспонденту «НГ», что первое заседание будет вести, а затем станет секретарем, то есть фактическим руководителем этого органа, именно академик Велихов, подписавший антинационалистическое заявление одним из первых.