Впервые за многие годы – и в отличие от практики времен Герхарда Шрёдера – германский визит на высшем уровне не ограничился встречей в Кремле. Федеральный канцлер Ангела Меркель после вчерашних переговоров с Владимиром Путиным направилась на прием в резиденцию немецкого посла, на который были приглашены представители некоторых правозащитных организаций, критически относящихся к курсу Кремля. В списке приглашенных упомянуты представители «Мемориала», Комитета солдатских матерей и Московской Хельсинкской группы. Наблюдатели в Москве и Берлине в этом усматривают новизну в общении двух столиц.
Предшественник Меркель Герхард Шрёдер упорно противостоял призывам немецкой оппозиции и прессы к контактам с критиками Путина. В отличие от других западных лидеров Шрёдер не выражал озабоченности в связи с антидемократическими тенденциями в России. Что касается Меркель, то, согласно поступившим из Берлина сообщениям, в ходе своего первого визита в Москву она решила затронуть не только тему Чечни и закона о некоммерческих организациях, но и проблему демократии вообще, в том числе применительно к Белоруссии.
Понятно, что немецкая сторона постаралась, чтобы это не выглядело как афронт. Основную часть гостей в резиденции на Поварской составляли политики российских партий, депутаты Госдумы, деятели культуры. Приглашены были также официальные попечители прав человека в России Владимир Лукин и Элла Памфилова. В принципе Ангела Меркель разделяет взгляд своего предшественника на то, что российская демократия развивается в особых условиях и от Москвы нельзя требовать немедленного введения соответствующих западных стандартов (о чем она говорила и в Вашингтоне). И все-таки явно возросшее внимание официального Берлина к правозащитной тематике заставляет говорить о начале «дешрёдеризации» германской политики в отношении Москвы.
Вместе с тем новые основы российско-германских отношений, закладывавшиеся еще при канцлерстве Коля (а Меркель говорит: «Я, как известно, происхожу из школы Гельмута Коля»), обрели в последние годы дополнительную прочность. Как и ожидалось, главный итог визита Меркель и ее переговоров с Путиным состоит в подтверждении курса стратегического партнерства между Россией и Германией. Намечена программа мероприятий по его развитию и совершенствованию: от политических контактов на высшем уровне во время межправительственных консультаций в апреле в Томске и летнего саммита G-8 в Санкт-Петербурге до реализации крупных экономических проектов, расширения молодежного обмена, проведения энергетического форума и «Петербургского диалога».
Официальный Берлин не ставит под сомнение строительство Северо-Европейского газопровода. Накануне визита Меркель целесообразность этого проекта подтвердил побывавший в Москве министр финансов Пеер Штайнбрюк. Но некоторые германские круги и особенно СМИ создают трудности федеральному правительству. Недавний российско-украинский газовый конфликт дал им немало пищи для критики «односторонней ориентации» на сибирский источник энергоснабжения. С точки зрения экономических кругов политизация проекта необоснованна. Председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд заявил, например, что «речь идет не о зависимости, а о стратегическом партнерстве» и «огромных шансах для нас», учитывая потребности России при ее «огромном технологическом отставании».