Молодые люди (на снимке – Жанна Немцова) приобщаются к политике через гостиную немецкого посольства.
Фото ИТАР-ТАСС
Когда самолет Ангелы Меркель приближался к Москве, Владимир Путин подписал принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон, ужесточающий госконтроль над деятельностью некоммерческих и неправительственных организаций. Глава России дал понять бундесканцлерин, а также другим критикам закона, что будет действовать, как считает нужным, не ориентируясь на мнение Запада. Правда, на пресс-конференции после встречи с Меркель Путин ничего не сказал о том, что он подписал закон, но говорил о документе, как о вступившем в силу.
Председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, для которой вчерашний рабочий день начался с известия о подписании этого закона, в разговоре с «НГ» была расстроена. Она до последнего момента надеялась на возможность, что есть шансы внести дополнительные поправки в нашумевший закон. «Ну хоть что-то удалось сделать», – грустно заметила Памфилова. Она, в числе других представителей российской политической и культурной элиты, а также религиозных деятелей, получила приглашение на встречу с Меркель в резиденции посла Германии. Встреча состоялась после переговоров российского президента с бундесканцлерин.
Кроме Памфиловой приглашение на встречу с Меркель поступило председателю Госдумы Борису Грызлову, председателю думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерию Язеву и председателю комитета по международным делам Константину Косачеву, единороссу Александре Буратаевой и независимому депутату Владимиру Рыжкову. Из сенаторов немецкая сторона пригласила главу комитета по международным делам Михаила Маргелова и председателя комитета по правовым и судебным вопросам Станислава Вавилова. На встречу были также приглашены председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар. Из культурной элиты на встречу с Меркель сочли нужным пригласить известного кинорежиссера Никиту Михалкова и руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова, а также автора скандально известного романа «Голубое сало» и либретто к опере «Дети Розенталя» Владимира Сорокина. Из так называемой оппозиции на встречу были приглашены экс-премьер Михаил Касьянов, лидер СПС Никита Белых и начинающий политик Жанна Немцова. СМИ были представлены в списке приглашенных гендиректором ВГТРК Олегом Добродеевым и известным тележурналистом Владимиром Познером. В пресс-службе посольства Германии затруднились ответить на вопрос, кто и по каким критериям формировал список.
Представителей «Яблока» и «Родины» немецкая сторона к политической элите не причислила. Сергей Митрохин в интервью «НГ» заявил, что ему ничего не известно о встрече Меркель с представителями российской общественности. Он отметил, что если бы представители «Яблока» были бы приглашены на встречу с немецким канцлером, то круг вопросов был бы связан «с авторитарными тенденциями в России», а также с возможностью налаживания двустороннего сотрудничества между партией «Яблоко» и другими германскими партиями, в том числе и с правящим блоком ХДС/ХСС. Митрохин подчеркнул, что эти две немецкие партии «раньше очень активно работали с «Единой Россией», взаимодействие же «Яблока» с этими партиями, в том числе и с их фондами в России, за последний год свелось к минимуму». Митрохин подчеркнул, что хотел бы спросить немецкого канцлера, в чем причина такого пристрастного отношения к российским партиям со стороны их немецких коллег. «Фактически эти фонды работают на укрепление этого самого авторитарного режима», – обиженно заметил зампред «Яблока».
Руководитель партии «Родина» Дмитрий Рогозин в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что ему неизвестно о каком-либо приглашении представителей партии на рандеву к госпоже Меркель. По его словам, «порядок организации такого рода встреч обсуждается управлением внешней политики администрации президента России, поэтому здесь ничего удивительного нет». В то же время, по словам Рогозина, его партия постоянно поддерживает контакт с германским посольством и фондом Эбберта. Лидер «Родины» отметил, что если бы представители партии встретились с Меркель, то обязательно бы поинтересовались у нее отношением немцев к тому, что происходит в России с «точки зрения демократических свобод», позицией новой правящей партии Германии в отношении расширения ЕС и ситуацией вокруг Ирана.
Юрий Любимов рассказал «НГ», что получил приглашение от посольства Германии. «У меня с ними достаточно хорошие отношения, они сначала мне позвонили, а потом прислали приглашение. У меня давние связи – когда меня попросили уехать отсюда, короче говоря, лишили гражданства, я работал больше всего в Германии. Я даже при желании могу получать там пенсию. Мы ездили туда на гастроли – последний раз привозили «Фауста».
Президент российской телеакадемии Владимир Познер от визита отказался. Как он объяснил «НГ», «во-первых, потому, что получил приглашение в последний момент, а у меня на это время назначено совещание, а во-вторых, потому, что понимаю, что на таких встречах на самом деле никакого откровенного разговора не бывает». Как подчеркнул телеведущий, цель канцлера – донести до представителей местной прессы и общественности свою позицию по ряду политических моментов: «Мне это мало интересно, потому что я прочитаю об этом в завтрашних газетах. А того, о чем я хотел бы с ней на самом деле говорить, не могло бы быть на такой встрече. Это могло бы быть один на один и, как говорится, не для печати».