В скором времени миллионы российских телезрителей могут получить еще один главный телеканал. Назовут его скорее всего «Общественным телевидение», а его созданием и организацией работы займется государство.
Вчера телевизионная тема неожиданно всплыла на заседании правительства России. Министр экономического развития Герман Греф делал доклад о реализации президентского Послания Федеральному собранию и напомнил, что президент поставил задачу «создать телевидение, которое было бы источником информации, свободным от влияния разных групп и интересов». В связи с этим докладчик сообщил, что в Министерстве культуры РФ уже разработан проект закона об общественном телевидении.
По словам Грефа, новое телевидение будет создаваться «путем трансформации государственных компаний». А деятельность нового СМИ будет определяться Советом по вещанию, куда войдут представители общественности.
В Министерстве культуры отказались разъяснять смысл этих нововведений. «Законопроект пока находится в стадии согласования», – сказал первый заместитель министра Леонид Надиров. Вскоре из его ведомства в «НГ» пришло официальное сообщение: «Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает следующее. Минкультуры России разработаны проекты концепции и технического задания на проект Федерального закона «Об общественном телерадиовещании». На данный момент вышеуказанные проекты направлены на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти».
Чиновники от культуры отказались ответить на вопросы по существу разработанного документа – что такое общественное телевидение, за счет каких бюджетных средств и на какой частоте оно будет создаваться, что значит «трансформация госканалов» и так далее. Не согласились они и давать комментарии к законопроекту, сославшись на масштабность темы. Руководитель пресс-службы Министерства культуры и массовых коммуникаций Елена Демченко пояснила, что по телефону такие вопросы не обсуждаются.
Примерно так же отреагировали и сотрудники основных государственных телекомпаний, уполномоченные для связей с прессой. Советник президента ВГТРК Виктория Арутюнова сказала только, что не готова что-либо комментировать. Она подтвердила, что ей «известно заявление Грефа, но пока непонятно, о чем именно идет речь». Кроме того, она не знает, в курсе ли другие руководители телеканала, но предположила, что они «скорее всего скажут то же самое». Что и подтвердилось в разговоре с руководителем пресс-службы телеканала «Россия» Анастасией Касьянниковой. «Руководство телекомпании решило не комментировать это заявление Грефа», – только и смогла она сообщить.
Руководитель дирекции новостных программ Первого канала Кирилл Клейменов был не менее лаконичен. «Я пока не видел законопроект и не знаю, что вкладывается в данном случае в понятие «общественное телевидение», – признался он. И напомнил: «В этом смысле, если помните, ОРТ расшифровывалось, как «Общественное российское телевидение», хотя это было не такое общественное телевидение, как Би-би-си».
Чуть подробнее развил тему заместитель председателя думского комитета по информационной политике Александр Кравец. Он рассказал корреспонденту «НГ», что Министерство культуры около двух месяцев назад ознакомило депутатов с планом своей законотворческой деятельности. «В нем закон об общественном телевидении был, однако содержание его с нами не обсуждали», – сказал Кравец, отметив, что не может точно сказать, что же в нем написано. «Если я не ошибаюсь, в этом плане его внесение в Государственную Думу планировалось в этом году», – добавил депутат.
Александр Кравец напомнил, что в прошлом году Думой был зарублен проект закона на ту же тему, но подготовленный депутатами. По мнению зампреда информационного комитета, закон об общественном телевидении очень важен. «Если исходить из международного опыта, то такой закон означает и отсутствие навязчивой рекламы, и общественный контроль над каналом, и независимость от чиновников», – заметил он. На вопрос же, верит ли он сам, что правительственное ведомство может написать такой либеральный проект, Кравец ответил, что он по крайней мере на это надеется. «Я могу предположить, что есть определенные шансы на это – в расчете на получение благоприятного общественного мнения и на одобрение Запада, на который руководство страны оглядывается», – полагает депутат. В то же время он не исключил, что разработка и обсуждение данного закона могут быть устроены в пиаровских целях. А значит, и принимать его будут нескоро.