Вчера российский сухогруз «Терней», задержанный в ночь на 5 декабря катерами береговой охраны КНДР, покинул акваторию порта Ким-Чхэк и взял курс на Владивосток. Власти Северной Кореи освободили теплоход только после двухнедельного расследования. Напомним, что «Терней» был задержан в связи с тем, что, попав в шторм, был вынужден войти в территориальные воды КНДР. Последнее, кстати, является нормальной практикой международного мореходства.
Чем вызвана столь жесткая позиция Пхеньяна (на «Тернее» опечатали радиорубку, лишив капитана связи с родиной, а несколько дней до счастливой развязки экипажу пришлось голодать, так как на судне закончились продукты), который не раз заявлял о дружественных отношениях с Москвой, можно только догадываться. Хотя не исключено, что, останься на своем посту бывший полпред президента на Дальнем Востоке и личный друг «вождя всех корейцев» Ким Чен Ира Константин Пуликовский, ситуацию удалось бы «разрулить» гораздо быстрее. Но экс-полпреду теперь не до корейского друга, его больше экология волнует: Пуликовский на днях возглавил Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Что касается отечественного внешнеполитического ведомства, то и тут особого интереса к попавшему в беду экипажу проявлено не было. Посол РФ в КНДР Андрей Караулов встретился с экипажем только через 9 дней после его ареста. И только через полторы недели после ЧП его корейский коллега в Москве Пак Ы Чун был приглашен в МИД РФ, где дипломату «была высказана озабоченность России в связи с затягиванием расследования инцидента с российским теплоходом «Терней». Как говорится в официальном сообщении МИД РФ, «замминистра иностранных дел России Александр Салтанов потребовал от корейской стороны предоставить российскому кораблю и его экипажу возможность незамедлительно покинуть территориальные воды КНДР и вернуться на родину». Не знаю, как понимают в Корее слово «незамедлительно», но власти КНДР еще четверо суток держали теплоход под охраной вооруженных солдат.
Кстати, и СМИ о ситуации с «Тернеем» не шумели. Это, конечно, вполне понятно: как раз в эти дни благополучно разрешилась история с арестованными в Нигерии российскими моряками. Освобождение соотечественников, которые провели в нигерийской тюрьме более двух лет и в итоге вынуждены были пойти на сделку с судом, признав частично свою вину, подавалось как большая победа российского МИДа. Портить впечатление от этого «успеха» сообщениями о том, что Россию в странах третьего мира ни в грош не ставят и суда арестовывают пачками, видимо, не хотелось.
Все это очень напоминает давний фильм «Чрезвычайное происшествие» с Вячеславом Тихоновым в главной роли: о том, как чанкайшисты арестовали советский танкер. Правда, тогда большинство моряков удалось освободить уже через год. Кстати, с Тайванем у СССР не было никаких дипломатических отношений, переговоры велись через США, которые, естественно, тоже не ходили в союзниках Москвы. А сегодня власти дружественной (!) Северной Кореи, похоже, откровенно издеваются над своим «стратегическим партнером», над державой, которая, если верить нашим руководителям, является великой, входит в G-8, осваивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе и т.д. «Держава» молчит. И ни один корабль Тихоокеанского флота не запустил дизеля, не вышел на «плановые маневры возле тервод КНДР», поворачивая башни главного калибра, чтобы «продемонстрировать силу и мощь Андреевского флага», как любит выражаться наш гражданский министр обороны Сергей Иванов.
Кстати, все это разительно отличается от нашумевшей октябрьской истории с траулером «Электрон». Тогда, напомню, норвежцы пытались задержать российское судно за незаконную ловлю рыбы. Можно, конечно, сколько угодно говорить, что Россия не признает установленную Норвегией экономическую зону возле Шпицбергена, но тот факт, что вскоре против капитана «Электрона» Валерия Яранцева Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по части 3 статьи 256 УК РФ (незаконная добыча рыбы с использованием своего служебного положения), говорит о том, что отважный капитан, так ловко ускользнувший от погони, да еще и взявший в заложники двух норвежских инспекторов, все-таки не слишком чист на руку. Да и с трудом верится, что цивилизованные норвежцы, которые всего лишь хотели препроводить «Электрон» для разбирательства в свой порт Тромсе, опечатали бы радиорубку на судне. Да и морить голодом российских моряков они вряд ли бы стали.
Несмотря на это, на спасение «Электрона» был направлен один из самых современных кораблей Северного флота – большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» (8400 тонн водоизмещения). Правда, даже в этом случае у отечественных военморов не хватило мужества признать этот факт. Как заявил тогда помощник главкома ВМФ РФ Игорь Дыгало, «Адмирал Левченко» вышел в море всего лишь «для наблюдения за границами территориальных вод России». Можно подумать, норвежские катера береговой охраны собирались их нарушить! Впрочем, что взять с каперанга Дыгало – настоящие моряки, как говорили у нас на флоте, «служат в Москве и ходят в калошах».
Тогда, помнится, отечественные СМИ грудью встали на защиту капитана Яранцева. Телеканалы нанимали авиацию, чтобы передать в эфир драматические кадры погони. Сообщалось о зажигательных бомбах, сбрасываемых норвежскими самолетами на российский траулер, о кознях норвежских моряков, пытавшихся в штормовых условиях завести железный трос под винты «Электрона» и т.д. Ничего этого, кстати, не подтвердилось. Общероссийское движение поддержки флота, возглавляемое Михаилом Ненашевым (тем самым скромным капитан-лейтенантом ВМФ СССР, который в грозные августовские дни 1991 года перешел на сторону «революционных масс» и вскоре стал капитаном 1 ранга), номинировало Валерия Яранцева на звание «Человек года» в номинации «Патриотизм». Даже МИД не остался в стороне, заявив, что «проблему экономической зоны близ Шпицбергена нужно срочно решать».
Может, и в отношениях с Пхеньяном нужно что-то, как говорится, подправить?