0
659
Газета Политика Интернет-версия

20.12.2005 00:00:00

Три источника – три составных части армейского застоя

Павел Золотарев

Об авторе: Павел Семенович Золотарев - заместитель директора Института США и Канады РАН, президент Фонда содействия военной реформе, профессор, генерал-майор запаса.

Тэги: минобороны, вс, правительство


В последние дни руководство Вооруженных сил подвергается жесткой критике со стороны высокопоставленных лиц государства. Не улеглись еще пересуды, вызванные резким заявлением главы страны о надувательстве военнослужащих с предоставлением жилья, как последовала новая атака – теперь со стороны окружения премьера. Помощник председателя правительства генерал Владимир Шаманов в лицо военачальникам заявил о провале контрактной системы комплектования и разгуле незаконных денежных поборов в военной среде.

Налицо – системный кризис военной организации государства.

Преобразованию армии в дееспособную, соответствующую всем современным требованиям ХХI века, препятствуют три группы факторов. Первая – отсутствие эффективного управления военной организацией государства. Вторая – аморфность законодательной власти, которая не выполняет функций, возложенных на нее в сфере военного строительства. Третья – ущербность военно-судебной системы.

Исполнительная власть до настоящего времени не реализовала предусмотренные нормативно-правовыми документами механизмы формирования военной политики. Совбез не занимается выработкой стратегии национальной безопасности. Его функции сведены к решению только текущих вопросов, к оперативному реагированию на возникающие проблемы.

Как следствие, по сей день отсутствует целостная система взаимосвязанных доктринальных документов. Причем некоторые из них остаются неразработанными.

Более того, те концептуальные документы, которые приняты, совершенно не влияют на действия правительства. Так, концепция национальной безопасности существует сама по себе, военная доктрина сама по себе, а реальная политика и действия правительства – сами по себе.

Решения президента в большинстве случаев игнорируются. Так было во времена Бориса Ельцина, такое же положение сохраняется и сейчас. Например, принятое в середине 90-х годов решение о ежегодном выделении на нужды обороны не менее 3,5% от ВВП как не выполнялось правительством, так и не выполняется до сих пор.

Содержательная часть утвержденных концептуальных документов по ряду позиций носит расплывчатый характер. В военной доктрине отмечается, например, что крупномасштабная война маловероятна. Четко сформулированных задач Вооруженных сил, соответствующих возможностям государства, не ставится. Поэтому, когда речь заходит о том, к какой войне нужно готовиться, Минобороны не идет дальше теоретических рассуждений о происхождении угроз для России.

Генеральный штаб в таких условиях вынужден додумывать за политиков. В действительности же генералам надлежит лишь определять, какие боевые средства необходимо иметь и что следует делать войскам для обеспечения обороны страны. Но для этого политическое руководство должно четко сформулировать задачи военным.

Руководство РФ и Минобороны, справедливо отмечая, что полностью исключить возможность широкомасштабной войны нельзя, прежде всего готовятся именно к этому варианту развития событий. А это требует огромных расходов на поддержание мобилизационных мощностей промышленности, обеспечение мобилизационной готовности и на проведение ряда других мероприятий, обеспечивающих готовность к широкомасштабной войне.

Под силу ли России такая оборонная ноша?

Американский опыт в Афганистане и в Ираке показывает, что даже задача ведения одновременно двух войн регионального масштаба оказалась за пределами возможностей Пентагона. Ставя задачу сохранения глобального военного превосходства, США тем не менее не готовятся к ведению широкомасштабной войны. Их стратегия направлена на проведение превентивных действий, исключающих неблагоприятное для США развитие обстановки. Заявления о возможности превентивных ударов, расширение сети военных баз, в чем Кремль постоянно упрекает Белый дом, направлены на то, чтобы фактически предотвратить угрозу возникновения широкомасштабной войны на ранних стадиях, очень простыми мерами, в том числе и дипломатическим путем.

Совсем не случаен тот факт, что в настоящее время в объединенных командованиях ВС США появились политические советники, прикомандированные от государственного департамента. Объединенные командования, охватывая своими зонами ответственности весь мир, получают возможность воздействия на ситуацию в той стадии ее развития, которая еще далека от применения военных средств.

Практика Минобороны РФ – прямо противоположна американской. Проведение различных реорганизаций административного характера, слияния и разделения видов и родов войск практически не дали никаких положительных результатов, а только вылились в неоправданные затраты. Опыт МО США по трансформации армейских структур свидетельствует о том, что преобразования необходимы главным образом в функциональной сфере, то есть в системе подготовки и принятия решений.

Законодательная власть уже более 10 лет не в состоянии добиться того, чтобы структура бюджета адекватно соответствовала требованиям демократического государства. Государственная Дума не озабочена тем, чтобы сделать военные ассигнования прозрачными. В результате отсутствует и парламентский и гражданский контроль над военной сферой. Структура бюджета запутанна, разобраться в ней невозможно.

А тем временем Минобороны руководствуется своим внутренним бюджетом и своей структурой расходов. Эти два бюджета – Минобороны и Госдумы – не стыкуются друг с другом, и как следствие, ничего невозможно проконтролировать. Парламент свою задачу не выполнил, и не видно перспектив, что он ее выполнит.

Судебная система также оказалась в стороне от процессов укрепления Вооруженных сил. С одной стороны, можно только приветствовать тот факт, что прокуратуры ведут борьбу с коррупцией в Министерстве обороны и в войсках, а суды наказывают генералов за хищения. Но вот когда к уголовной ответственности начинают привлекать младших офицеров, которые в условиях созданного руководством страны неопределенного правового поля в горячих точках вынуждены действовать на свой страх и риск – вот это уже страшно. Условий для морального разложения офицерского корпуса и без этого более чем достаточно.

Таким образом, действительная модернизация Вооруженных сил требует прежде всего переосмысления проблем гособороны на самом верху всех ветвей власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1725
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3686
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2743
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2238

Другие новости