В минувший уикенд Михаил Касьянов проиграл партию. Демократическую партию России, лидером которой он так и не стал. Точнее, эту партию из-под бывшего премьер-министра фактически увели. Возглавил ее политтехнолог Андрей Богданов, который, по его собственному признанию, ранее «приложил руку к созданию не одной российской партии», а последнее время был председателем Центрального комитета ДПР.
Как известно, несколько последних месяцев 2005 года экс-премьер посвятил подготовке к своему возвращению в публичную политику. Он неоднократно говорил, что намерен, во-первых, сплотить демократические силы, а во-вторых, опираясь на эти силы, принимать участие во всех будущих выборах регионального и федерального уровня. По логике вещей, Касьянову для этого требовалась собственная партия, вокруг которой и можно было бы кого-то сплотить.
Процесс пошел. В политсовет ДПР была кооптирована группа лиц, ранее сотрудничавших с экс-премьером, а его бывший помощник по военным вопросам, генерал-лейтенант Александр Половинкин, стал председателем исполкома партии. Затем началась подготовка к решающему событию – девятнадцатому съезду ДПР, на котором Касьянова планировали возвести в ранг партийного лидера. Но сорвалось.
Съезд должен был состояться в Октябрьском зале Дома союзов. Еще в пятницу Касьянов встречался с политсоветом партии, все вроде бы договорились о выдвижении кандидатуры бывшего главы правительства, и ему был гарантирован успех. Однако, когда в субботу утром касьяновцы, в том числе Половинкин, прибыли к месту проведения съезда, охрана не пустила их в здание. Часть партийного руководства во главе с Андреем Богдановым и бывшим народным депутатом РСФСР Владимиром Подопригорой решили провести мероприятие по собственному сценарию.
Пока посланцы Касьянова препирались с охраной, внутри уже вовсю шла регистрация делегатов. Известие о «перепрофилировании» съезда в направлении Богданова многих из них застало врасплох. Часть партийцев, узнав, что экс-премьера и его людей отсекают от мероприятия, начали выражать недовольство. Половинкин и его коллеги тут же принялись активно уговаривать руководителей региональных отделений, чтобы они отправились в другое место – для проведения «настоящего съезда» ДПР. Тех, кто согласился, посадили в автобусы и отвезли в Концертный зал гостиничного комплекса «Измайлово». Там же вскоре появился и сам Касьянов со свитой.
Группа отколовшихся делегатов немедленно попыталась провести собственную регистрацию. Выяснилось, что под крылом экс-премьера собрались 149 человек, представляющих 32 региональные организации. Кворума для съезда явно не хватало, и собрание было переквалифицировано в партийную конференцию ДПР. Тут же развернулась дискуссия на тему: какой из двух съездов ДПР более легитимный. Понять это мешала очевидная путаница с цифрами, обе стороны то ли лукавили, то ли просто сбились со счета. Как сообщила корреспонденту «НГ» пресс-секретарь Касьянова Татьяна Разбаш, всего на съезд было приглашено 243 делегата от 56 организаций. В таком случае, если руководствоваться правилами арифметики, выходило, что в Доме союзов осталось чуть ли не меньшинство дэпээровцев. Однако там обнаружилось всего 215 делегатов, которые подавляющим большинством голосов избрали своим лидером главу ЦК партии Андрея Богданова. Выдвинутый параллельно – для демократичности – Касьянов получил всего 14 голосов.
Измайловские сторонники экс-премьера решительно не согласились с подобными подсчетами. Перед новоявленной партконференцией выступил Касьянов, назвал богдановскую группу делегатов «самозванцами, которые ночью проникли в режимное здание в центре Москвы», а тех, кто откликнулся на его призыв, – «истинно свободными людьми». После этого бывший глава правительства повел себя так, как будто он все-таки стал лидером ДПР. «На этом жизнь не заканчивается», – объявил Касьянов. И призвал начать дискуссию о будущем партии и о ее роли и месте в российском демократическом движении. Сам же решительно двинулся к президиуму и под аплодисменты занял центральное кресло.
Собрание «свободных людей» так и не решилось назвать себя партийным съездом. Дискуссия разворачивалась довольно вяло. Недавно примкнувшие к экс-премьеру Ирина Хакамада и Иван Стариков обличали власть и обещали продолжить борьбу. Партийные «аксакалы» подробно и со вкусом рассказывали о прежних внутрипартийных конфликтах и расколах, которых набралось немало за 15-летний срок существования ДПР. Делегаты в зале обсуждали что-то свое и не особенно прислушивались к трибуне. Все затихли от удивления только тогда, когда в зал неожиданно вошел Никита Белых.
Лидер СПС скорбно и торжественно прошел на сцену и возвестил: «Я призываю демократов приступить наконец к объединению!» Никаких возражений из зала не последовало. Тогда Белых почти радостно сообщил, что он призывает уже сегодня создать Объединенный демократический совет, куда вошли бы эмиссары всех политических структур правого фланга, в том числе и незарегистрированных. По мнению главы СПС, это и будет «первым шагом к объединению». И продолжил: «Надо, чтобы на надвигающихся региональных выборах демократы не маршировали отдельными колоннами». Завершил свое выступление Белых неожиданной декларацией. Он признался, что объявляет «мораторий на упреки» в адрес социально близких партий.
Касьянов сидел и слушал молча. После того как у него ловко отняли вроде бы шедшую уже в руки партию, он утратил политическую инициативу. По мнению некоторых экспертов, экс-премьер мог бы претендовать на роль беспартийного, внепартийного и даже надпартийного лидера демократического движения. Но на такой пост политиков не выбирают и не назначают. Туда их выталкивает сама жизнь, как это произошло, например, с Борисом Ельциным в конце 80-х годов. Сумеет ли Касьянов организовать подобный прорыв или так и останется маргинальным политиком с солидной внешностью и хорошими манерами, станет ясно на этой неделе, после того как экс-премьер поделится планами на будущее.