Депутат Владимир Плигин предрекает существенные изменения в законе ко второму чтению.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В конце прошлой недели было объявлено, что Владимир Путин распорядился существенно переработать подготавливаемый в Госдуме ко второму чтению законопроект об ужесточении правил регистрации некоммерческих организаций – в том числе и зарубежного происхождения. Президент отметил в своем заключении, что «механизм государственной регистрации международных и иностранных организаций в качестве российских общественных организаций является излишним».
Однако достаточно сравнить заключение президента с текстом принятого в первом чтении законопроекта, чтобы понять: концепция последнего на самом деле меняется, но вовсе не на благо филиалам иностранных фондов. И действительно, вместо закона об усилении надзора за поступающими в Россию заграничными финансовыми потоками через регистрацию их получателей и распределителей, судя по всему, уже скоро появится закон о полном контроле над всеми теми деньгами, которые приходят в страну для их последующего вложения в институты гражданского общества.
«Предлагается установить порядок, в соответствии с которым все международные и иностранные организации, независимо от организационно-правовой формы, в том числе их филиалы, отделения и представительства, осуществляющие деятельность на территории РФ, обязаны уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о целях и задачах своей деятельности, об объемах выделяемых и получаемых средств, а также о конкретных целях их использования по форме, устанавливаемой правительством РФ». А дальше еще любопытнее – «при этом соответствующие уведомительные процедуры могли бы осуществляться по мере поступления средств и в зависимости от предполагаемого графика их использования».
Стоит отметить, что вместе с тем Путин вовсе не предлагает отказаться от того, чтобы Росрегистрация (именно это ведомство станет заниматься получением уведомлений. – «НГ») имела право «контроля за соответствием деятельности международных и иностранных организаций заявленным целям, в том числе заявленным объемам выделяемых средств, а также конкретным целям их использования». Президент на этом как раз настаивает, правда, оговариваясь, что излишнего вмешательства госорганов надо избежать. Впрочем, тут же он поясняет, что имеется в виду разведение полномочий Росрегистрации и прочих финансовых и контрольных структур.
Российским некоммерческим организациям в своем заключении Путин предлагает облегчить правила регистрации, в частности уточнить перечень необходимых документов. Однако чуть ниже этим же НКО, общественным организациям и даже просто гражданам преподносится такой сюрприз: «Юридические лица (общественные объединения и другие некоммерческие организации) и физические лица, получающие финансовые средства на безвозмездной основе от международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан, должны уведомлять об этом уполномоченный орган в порядке, определяемом правительством РФ». А чтобы кто-либо не счел это пустой декларацией, глава государства добавляет: «Следует предусмотреть ответственность российских юридических и физических лиц, уклоняющихся от уведомления уполномоченного органа о том, что в своей деятельности они используют финансовые средства международных и иностранных организаций».
Напомним еще раз, что и Минюст, и депутаты подразумевали примерно то же самое, но предпочли открыто об этом не заявлять, оставив все хлопоты контролирования иностранных финансовых потоков правоприменителям. Не решились они и торопить зарубежных благотворителей со скорейшей перерегистрацией, отведя на нее весь 2006 год. Путин оказался более жестким. По его мнению, все те, кто обязан направлять уведомления, после вступления закона в силу должны будут сделать это «в определенный срок (например, в течение шести месяцев)». При этом, впрочем, президент раскидал в своем тексте еще несколько небольших «пряников». В частности, он пошел навстречу тем общественникам, которые громко возмущались по поводу того, что организации, не имеющие юридического статуса, все равно должны были бы сообщать о себе государству. Президент разрешил им этого не делать, судя по всему, потому, что ведь если они станут получать зарубежные гранты, то надзора им однозначно не избежать.
Утром 9 декабря один из высокопоставленных деятелей кремлевской администрации сообщил корреспонденту «НГ» о том, что заключение президента получено и что оно «суперлиберальное». А дальше этот источник сочувственно отметил: «Честно говоря, я не знаю, что теперь будут делать те депутаты, которые голосовали за этот закон в первом чтении, а тем более – подписались под ним». И действительно, например, депутат Андрей Макаров наотрез отказался давать какие-либо комментарии, тогда как по Охотному Ряду ходили разговоры о его чуть ли не предынфарктном состоянии. Глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин вместо комментария раздумчиво произнес, что «не хотелось бы, конечно, отказываться от некоторых позиций», но определенно дал понять, что «текст ко второму чтению претерпит достаточно существенные изменения».