Вчера стало известно об очередных потерях Внутренних войск (ВВ) МВД РФ в Чечне. В Веденском районе подорван «ГАЗ-48» полка дивизии особого назначения ВВ. Два солдата срочной службы погибли, несколько получили ранения.
Заметим, что в конце прошлой недели командование Внутренних войск на расширенном заседании Военного совета подвело итоги учебно-боевой работы в уходящем году. Мероприятие прошло под руководством министра внутренних дел генерал-полковника милиции Рашида Нургалиева и при участии начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Юрия Балуевского.
Между тем именно ВВ МВД страны на сегодняшний день несут основную тяжесть ответственности за ситуацию не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе. По словам Нургалиева, за прошедший период ВВ в составе Объединенной группировки войск (сил) проведено более 70 спецопераций, около 200 результативных разведывательных и более 1200 оперативно-поисковых и оперативно-разыскных мероприятий. Поставленные в ходе них задачи войска выполнили, считает глава МВД страны. Другое дело, какой ценой.
Речь идет в первую очередь не о бюджете МВД. Главное – сколькими жизнями заплачено за выполнение поставленных задач. Причем жизнями непрофессиональных военных. Потому что, по словам Нургалиева, переход на контрактный способ комплектования ВВ в Чечне должны завершить лишь к 1 января 2007 года. Заметим, что 42-я дивизия, входящая в состав ВС РФ и дислоцированная в Чечне, уже к концу 2004 года перешла на контрактный способ.
Все это выглядит более чем странно. С 1 января 2005 года основная нагрузка в Чечне и на Северном Кавказе в целом легла на ВВ. Именно им переданы от ВС РФ в этом году все военные комендатуры. Именно офицеры ВВ возглавляют сегодня так называемые группы оперативного управления (ГрОУ) в субъектах Юга России. Основные участники этих ГрОУ – подразделения ВВ, спецназовцы ВВ, специальные подразделения милиции и т.п. Но почему-то в этих подразделениях служат еще солдаты срочной службы.
Судя по всему, в Генштабе ВС РФ посчитали, что иметь профессиональную армию в первую очередь надо именно в Вооруженных силах. А ВВ, на которые легла вся тяжесть проведения контртеррористических операций, мол, подождут. Но расплачиваться приходится жизнями непрофессионалов-срочников. Не потому ли, чтобы не будировать общественность, МВД старается не афишировать статистику по потерям ВВ на Северном Кавказе?
Лишь однажды в этом году, накануне Дня милиции, была названа общая цифра потерь ВВ на Северном Кавказе – 1183 военнослужащих. Очевидно, речь шла о потерях во второй чеченской кампании.
С 1 июля 2005 года подробнейшую статистику по происшествиям, травматизму и гибели военнослужащих дает только Минобороны РФ. Начиная с 1999 года в Чечне погибло 3482 военнослужащих. При этом за 10 месяцев этого года в Чечне погибло 90 военнослужащих, четверо пропали без вести. Министр обороны РФ Сергей Иванов на подведении итогов за 2005 год отметил тот факт, что в Чечне стало гибнуть меньше людей. Судя по всему, статистика потерь уменьшается и по той простой причине, что в армейских подразделениях в Чечне служат профессионалы.
Как сообщил «НГ» представитель пресс-службы ВВ МВД РФ Александр Лебедев, «у нас ведется статистика по потерям, однако пока она не оглашается». Он отказался назвать какие-либо цифры, заявив, что это прерогатива главы МВД страны.