В Государственной Думе практически готов ко второму чтению проект Закона «О противодействии терроризму». Его обсуждение запланировано на ближайшее время. В целом закон может быть принят уже через 2–3 месяца, так как, по словам авторов, его «концепцию одобрил президент страны Владимир Путин». Об этом «НГ» заявил один из основных разработчиков закона – заместитель председателя думского комитета по безопасности Анатолий Куликов.
Из слов генерала армии Анатолия Куликова следует, что теперь армию наделят пограничными и отчасти полицейскими функциями. Скажем, депутат считает возможным, что «Вооруженные силы могут применяться для пресечения террористических акций во внутренних морских водах и территориальном море России», а также на ее континентальном шельфе, в том числе для охраны биоресурсов, обеспечения производственной деятельности и т.п. Кроме того, по мнению Куликова, они «могут использоваться для защиты объектов, составляющих основу жизнеобеспечения, обороноспособности и безопасности страны».
═
Бороться с терроризмом по-военному
═
С одной стороны, понятно, почему необходимость поправок в закон, как и многие другие законодательные инициативы последнего времени, связывается с борьбой с терроризмом. Армия вот уже более десяти лет участвует в контртеррористической операции на Северном Кавказе, а на законодательном уровне основные положения и принципы этой борьбы так до сих пор и не выработаны.
Согласно нынешним юридическим трактовкам, прописанным в Законе «Об обороне» и в разработанной в Генштабе военной доктрине, Российская армия предназначена в основном для отражения внешней агрессии. Но по признанию начальника Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского, на сегодняшний день и в обозримом будущем России не угрожает внешняя серьезная военная опасность, за исключением, может быть, международного терроризма. Вот поэтому и готовится новый закон, в котором Вооруженным силам посвящена целая глава, связанная с наделением их новыми функциями по пресечению террористических актов.
С другой стороны, все эти задачи уже решают другие силовые ведомства. Безопасность деятельности на морском шельфе, рыболовство и т.п. вблизи берегов страны обеспечивают пограничные войска ФСБ РФ. А основные важные объекты – АЭС, крупные заводы, мосты, туннели – охраняют Внутренние войска МВД, на которые легла и основная тяжесть борьбы с террористами и сепаратистами на Северном Кавказе. Зачем же военным дублировать эту работу? Неужели у нас не хватает специально подготовленных для этих случаев войск?
Как объяснил Анатолий Куликов, существует утвержденный президентом список объектов, охраняемых Вооруженными силами. Они относятся к оружейному, ядерному и ряду других особо важных комплексов. Именно на них могут быть нацелены международные террористы, и охрана должна быть наделена правами для пресечения этой угрозы. То же самое относится к самолетам, которые могут нарушить воздушное пространство страны с целью нападения на какие-то объекты. У Внутренних войск, подчеркивает депутат, нет средств ПВО, поэтому подобным правом должны быть наделены ВВС и ПВО Минобороны. Нет у них и средств борьбы с террористами на море, зато военные (к примеру, на совместных российско-китайских учениях) с успехом эту вводную отрабатывали.
═
Не можем сократить – будем перенацеливать
═
Но главное, по мнению бывшего министра внутренних дел Анатолия Куликова, что впервые появляется законная база для участия Вооруженных сил в контртеррористических операциях. Определены функции, которыми предусмотрено применение специальных средств. «Помните, какой шум был поднят, когда в Тбилиси при разгоне митинга армия применила спецсредства? И какой шум поднялся, что это нарушения всего и вся, что Вооруженные силы применили К-51, раздражающее вещество?» – напомнил Анатолий Куликов. А сейчас это предусмотрено законом. «Мы не можем ждать, когда в условиях новой вызревшей угрозы на нас нападет агрессор. Вооруженные силы не могут находиться в стороне», – сказал в заключение бывший министр внутренних дел.
Его косвенно поддерживает и нынешний глава МВД. 2 декабря на расширенном заседании военного совета Главного командования Внутренних войск МВД России Рашид Нургалиев заявил, что, «исходя из стоящих перед Внутренними войсками задач, решением президента РФ приостановлено сокращение их численности».
По официальным данным, во Внутренних войсках сегодня проходит службу 199,8 тысячи человек. В армии – в 6 раз больше, и там, несмотря на отсутствие внешних угроз, также не предвидится больших сокращений. Хотя по меркам гражданского общества доля военных среди населения страны – одна из самых высоких в Европе и мире. В России в последние пять лет расходы на оборону и безопасность повышались в среднем на 20–25%. Таких темпов военных расходов нет ни в одной из стран Европы. Мы не боимся военной опасности, но не разоружаемся. Доходит до того, что функций по защите от внешних врагов у ВС России поубавилось, зато мы придумываем нашей армии новые функции, которые уже выполняют другие войска.
Насколько повысится от этого военная безопасность – неизвестно. Хотя применение армии внутри страны, как показывает российский и зарубежный опыт (скажем, андижанские события в Узбекистане), связан, как правило, с большим количеством жертв со стороны мирного населения. К примеру, в силовых структурах страны на сегодняшний день идет серьезная дискуссия: оставлять ли в Чечне артиллерийские войска МО РФ? Вопрос, как известно, возник после того, как в начале ноября из артиллерийских гаубиц по ошибке был обстрелян один из населенных пунктов, что привело к неоправданным жертвам.
Дискуссии идут, но уже очевидно, что таких фактов будет много, если армия будет выполнять несвойственные ей функции. Не лучше ли в такой ситуации все-таки подсократить армию, а освободившиеся деньги направить на борьбу с террористами другими способами?