Судя по скандалу вокруг иранского контракта, взгляды Сергея Лаврова и Сергея Иванова на отношения с Тегераном не всегда совпадают.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Разгорающийся скандал вокруг российского контракта на продажу Ирану зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Тор М-1» может иметь не только заметные внешнеполитические последствия, но и привести к напряжению в правительстве России. Инициатива военных, готовых поставить Тегерану 29 ЗРК за миллиард долларов (такова, по некоторым данным, общая сумма сделки), способна поставить под угрозу дипломатические усилия Москвы, связанные с вопросом передачи ООН иранского ядерного досье.
Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин весьма сдержанно прокомментировал сведения о продаже «Торов». Он заявил в субботу, что «все заключаемые контракты в сфере военно-технического сотрудничества находятся в полном соответствии с международными обязательствами, в том числе в сфере нераспространения, равно как и в полном соответствии с российским законодательством». «Все это относится и к контракту с Ираном, в котором речь идет исключительно об оборонительных вооружениях», – пояснил дипломат.
Поставка Москвой крупной партии современного оружия Тегерану оказалась неожиданностью для США: соглашение, судя по всему, готовилось в условиях полной секретности. Вероятно, был учтен печальный опыт с оперативно-тактическими комплексами «Искандер-Э». Тогда, напомним, президент Владимир Путин был вынужден запретить их экспорт в Сирию под давлением Вашингтона и Тель-Авива.
Нетрудно предвидеть новые возражения со стороны США и Израиля. Заместитель госсекретаря США Николас Бернс, на днях посетивший Москву, заявил, что в российском МИДе поднимался вопрос о продаже Ирану вооружений. Однако, похоже, о «Торах» заокеанскому гостю ничего не было известно.
Более того, он отмечал в интервью радио «Эхо Москвы» сближение позиций Белого дома и Кремля по ядерной программе Тегерана.
Вскрывшийся факт крупных продаж вооружений в Иран способен вызвать новый виток напряженности между Вашингтоном и Москвой. Ведь, по словам Бернса, «последние 25 лет Иран оказывает поддержку террористам на Ближнем Востоке и в США». «Поэтому у нас очень плохие отношения с этой страной», – заявил американский чиновник. «Вы понимаете, почему мы не поддерживаем продажу оружия такой стране», – подчеркнул он.
Между тем, по некоторым данным, Иран претендует также и на ракетные комплексы ПВО среднего и дальнего действия
С-300. В сочетании с «Торами» они способны плотно закрыть иранское небо от основных средств нападения из арсеналов вероятного противника.
Информированный источник в Федеральном агентстве по промышленности сообщил «НГ», что имеющиеся производственные мощности, занятые гособоронзаказом, и сейчас не позволяют обеспечить поставку в Иран «трехсоток». Единственная возможность удовлетворить иранский заказ – заимствование из запасов Вооруженных сил РФ. В этом случае С-300 передаются в промышленность, где будет произведена модернизация этих ЗРК.
В любом случае поставка крупной партии вооружений на Ближний Восток приведет к дисбалансу военных потенциалов враждебно настроенных друг к другу государств. Очевидно, что США и Израиль будут вынуждены также ответить развертыванием дополнительных боевых средств. В Тель-Авиве, очевидно, не смогут смириться с мыслью о том, что, обеспечив свою защиту, Иран может остаться безнаказанным, если попытается предпринять какие-нибудь агрессивные действия против соседних стран.
Как сообщило информационное агентство «Рейтер», один из западных дипломатов, отслеживающий развитие отношений Москвы и Тегерана, заявил, что состоявшаяся оружейная сделка вызывает у него серьезное беспокойство. Как подчеркнул источник, «Россия в течение долгого времени позиционировала себя в качестве мирного посредника между Ираном и западными странами. И вдруг совсем неожиданно Москва выбрасывает такую бомбу. Это не имеет никакого смысла». Понятно, что в такой ситуации ухудшившиеся отношения России и США (которые наверняка поддержит и Израиль) могут усилить позиции тех стран, которые выступают за передачу ООН ядерного досье Тегерана.
В 2000 году Россия вышла из секретного соглашения с США об ограничении поставок вооружений Тегерану. В этом документе Москва брала на себя обязательство не заключать контрактов, связанных с экспортом оружия и боевой техники в Иран. Вашингтон, в свою очередь, обещал помощь в выходе на мировые рынки военных технологий. Но стороны своих обещаний не выполнили, и поэтому договор, известный как «протокол Гора–Черномырдина», был расторгнут.
В Министерстве обороны России на момент сдачи номера в печать контракт с «Торами» никак не комментировали. Подобное затишье, впрочем, чревато политической бурей, которая может разразиться на наступившей неделе.
═
Из досье «НГ»
═
Зенитный ракетный комплекс «ТОР М-1» производится ФГУП «Ижевский электромеханический завод «Купол». Этот перспективный ЗРК эффективно поражает высокоточные ракеты-бомбы в полете, самолеты и вертолеты, летящие со скоростями до 700 м в секунду. Цели поражаются на дальности от 1 до 12 км, на высотах от 10 до 9000 м. Одновременно комплекс может обстреливать две цели.
═
Зенитные ракетные системы
═
С-300 производит «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Одновременно может обстреливать до 6 целей и поражать самолеты и вертолеты на дальностях от 3 до 200 км, а баллистические ракеты – в радиусе от 5 до 40 км.