Юрий Трутнев ратует за вырубку российских лесов до мирового уровня.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В пространной повестке вчерашнего заседания кабинета министров значилось несколько вопросов, по которым вполне можно было ожидать жарких дискуссий. Однако, казалось бы, самый скандальный – доклад главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова о ходе реформы по монетизации льгот – особых споров не вызвал. И министр, которому больше других доставалось в первом полугодии, на этот раз отделался легким испугом.
Премьер-министр Михаил Фрадков потребовал поклясться, что сбоев и ошибок впредь не будет. Михаил Зурабов не только обещал это, но и заверил премьера в том, что итоги реформы в текущем году следует ожидать позитивными. «Мне представляется, что это позитив, мне отчетливо видна позитивная динамика», – торжественно заверил министр. После таких слов правительству не оставалось ничего другого, как благословить монетизацию льгот в прошлом, настоящем и будущем.
Зато с подачи премьера концепция развития лесного хозяйства до 2010 года обсуждалась долго и с пристрастием. Солировать доверили главе Минприроды Юрию Трутневу и заместителю главы Минпромэнерго Ивану Матерову. Министр Трутнев отделался малой кровью. Он ратовал за увеличение вырубки лесов в России до мирового уровня, предложив пересмотреть существующую классификацию лесов и отменить избыточное ограничение на лесопользование. Общий запас древесины в РФ составляет 80 млрд. куб. м, из которых 44 млрд. пригодны для вырубки, но только половина идет под топор.
Несовершенство таможенной политики оборачивается ростом экспорта высококачественного леса, в то время как экспорт обработанной древесины сокращается. «Мы по-прежнему «кормим» высококачественным лесом наших соседей», – резюмировал Юрий Трутнев. А происходит это потому, что экспортные пошлины на круглый лес у нас в пять раз ниже, чем в США и Канаде. В Финляндии же и КНР экспорт круглого леса вообще запрещен. Если проблему не решить, то отечественной промышленности не будет хватать сырья, сделав столь мрачный прогноз, Трутнев передал эстафетную палочку Матерову.
Последнему повезло куда меньше. Зам Виктора Христенко, как говорится, попал под раздачу. Премьер, облачившись в тогу главного хранителя русских лесов, был беспощаден к чиновнику, не сумевшему внятно доложить предложения по выстраиванию промышленной политики в области лесоперерабатывающего комплекса. Как крамольную расценил Фрадков идею Минпромэнерго ввести аукционы по продаже квот на вырубку и экспорт необработанного леса. «Если это будут аукционы, – гневно заявил премьер, – то мы все леса срубим, одни пеньки останутся. Аукционы не панацея».
Вялая попытка Ивана Матерова доказать, что благодаря аукционам наконец удастся упорядочить работу экспортеров леса (сейчас их насчитывается около 15 тыс.), успехом не увенчалась. Михаил Фрадков настоятельно рекомендовал не касаться этой темы, уж больно много нарушений присутствует во внешнеторговой деятельности. «С внешней торговлей есть кому разбираться, – сказал он. – И этим будут заниматься в более серьезных инстанциях». Упоминание об этих самых «инстанциях» едва ли добавило бодрости духа Ивану Матерову, хотя премьер оговорился, назвав почему-то его «министром».
В результате ход реализации концепции развития лесного хозяйства до 2010 года был одобрен, а злополучный доклад Минпромэнерго лишь принят к сведению. Впрочем, у ведомства Виктора Христенко есть шанс исправиться – Минпромэнерго совместно с МЭРТом и МПР поручено разработать меры по усилению координации в реализации госполитики в сфере лесного хозяйства.