– Федор, кто вас позвал в «Молодую гвардию»? Вы отправились на съезд молодежного крыла «Единой России» по заданию Кремля?
═
– Нет, по зову сердца. Я никогда не скрывал своего позитивного отношения к «Единой России». Полностью согласен с ее идеологическими установками. Сильное государство, стабильность в обществе – это то, что нужно сегодня России. Готов способствовать этому по мере сил. А история нашего сотрудничества началась два года назад. Мой друг Иван Демидов предложил мне войти в состав руководства «Молодежного единства», так называлась «Молодая гвардия» до ребрендинга, перемены названия. Но тогда я как раз приступал к съемкам «9 роты» и не мог ему ничем помочь, не было времени даже встретиться с ним. А сейчас возникла небольшая пауза, и я поехал на съезд в Воронеж.
═
– Иван Демидов – кандидат в члены «Единой России». А вы готовы вступить в эту партию?
═
– Если предложат, то соглашусь. Никаких противоречий с моими внутренними принципами не возникнет. Я не понимаю, как это возможно: тесно сотрудничать с партией, декларировать, что разделяешь ее принципы, но не вступать в ее ряды. Чтобы потом, в случае чего, сказать: моя хата с краю, я тут ни при чем. Какая-то хитрая, даже проститутская позиция. Это нечестно и безответственно.
═
– Так вы готовы участвовать в партийной работе?
═
– Смотря что подразумевать под этим словом. На воронежском съезде мне предложили стать одним из координаторов молодежного политического объединения, курировать программы в области культуры и искусства. Конечно, я готов принимать участие в реализации этих программ, но хочу быть честен по отношению к себе и другим, поэтому не уверен, что смогу возложить на себя миссию координатора в полном смысле этого слова. Я начинаю работу над новой картиной, которую хочу снять до конца следующего года. Съемки займут почти все мое время. А я категорически не приемлю ситуации, когда некие известные люди только числятся на высоких партийных и политических должностях, а реально их обязанности исполняют совсем другие.
═
– То есть вы, в отличие от Ивана Демидова, не собираетесь заниматься политикой профессионально?
═
– Пока не готов. Иван давно уже осваивает эту новую профессию. А я прежде всего режиссер, только что сделал одну успешную работу, картину, ставшую лидером проката, готовлю вторую. Это для меня важнее.
═
– Но вы согласны с тем, что уже стали политической фигурой?
═
– Опять-таки, смотря как это понимать. «9 рота» собрала почти 7 миллионов зрителей. Фильм посвящен поискам героя нашего времени, в нем ясно выражена моя гражданская позиция, мои убеждения. Эти убеждения, как я уже говорил, совпадают с идеологией «Единой России». В этом смысле я участвую в политической борьбе – через кинематограф, через искусство.
═
– Однако вас вместе с Демидовым называют одним из лидеров «Молодой гвардии». Вы согласны с таким определением?
═
– Когда меня так назвали журналисты, я сначала удивился, потом порадовался. Если сам факт присутствия моей фигуры на съезде этого молодежного движения дает людям право утверждать, будто я его лидер, я не спорю. Это признание того, что я действительно лидер в своей профессии. Приятно, что и говорить.
═
– Вы сказали, что ваш новый фильм посмотрели 7 миллионов зрителей. Одним из них был Владимир Путин. Он даже организовал просмотр «9 роты» в компании со съемочной группой у себя в резиденции. Это событие повлияло на ваше сближение с партией власти?
═
– Нет, никак не повлияло. Повторяю: я задолго до встречи с президентом начал разделять взгляды единороссов. Так что тут ничего не изменилось.
═
– А раньше у вас бывали рандеву с главой государства?
═
– Нет, это случилось впервые в моей жизни
═
– И какое впечатление произвел на вас президент, так сказать, вблизи?
═
– Впечатление колоссальное! Я же родился в Советском Союзе, ожидал совсем другого. Помню, отец – он был депутатом Верховного Совета СССР – рассказывал о своих встречах с руководителями страны. Там все было чрезвычайно таинственно и сложно. И когда мне сообщили о приглашении в резиденцию Путина, я ждал секретного звонка по секретному телефону от секретного человека... А все оказалось в высшей степени демократично. Сам президент задал рамки нашей беседы, они оказались вполне комфортабельными для всех нас. Особенно для молодых артистов, снявшихся в моем фильме. Когда один из них – Артур Смолянинов вступил в политическую дискуссию с Путиным, это было действительно круто! Просидели полтора часа и прекрасно себя чувствовали. Не было ни грана фальши.
═
– А президент не говорил вам по-дружески: надо, Федя, помочь молодежному крылу «Единой России», подкрепить его своим авторитетом?
═
– Да не было никаких разговоров на эту тему! Я самостоятельный человек. Сам принимаю решения, Ни в каких накачках и уговорах не нуждаюсь.
═
– Но все-таки почему вы пошли именно к молодогвардейцам? Все-таки вам уже 41 год, не поздновато ли заниматься молодежной политикой?
═
– Мне не нравится, когда в молодежное движение идут люди из числа лузеров, все проигравших, все потерявших. Это самое поганое дело, когда те, кто потерпел поражение в жизни, ищут тщетной самореализации в политике. Туда должны приходить успешные и состоявшиеся люди: бизнесмены, врачи, артисты, журналисты. Успешные люди – они ведь более независимые. Наконец, это достойный пример для подражания.
═
– Скажите, Федор, а почему все эти успешные, известные люди вступают только в «Единую Россию»? Что, других партий нет?
═
– Есть другие партии, но я не буду комментировать их деятельность. А в принципе на нынешнем этапе экономического и политического развития нашей страны нужна большая, мощная, сильная правящая партия. Это поможет сохранить стабильность. И нечего тут стыдиться.
═
– Вас можно назвать сторонником просвещенного авторитаризма?
═
– Отчасти да. Только я хотел бы зафиксировать ваше внимание на «здесь и сейчас», как говорят психологи. Такая сложилась ситуация. Иначе не вытащить Россию из нынешнего состояния.