Помощник президента РФ по культуре Николай Расторгуев: 'Не валяй дурака, Америка!'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
России предложено выкупить у США Аляску за один триллион долларов. С такой сенсационной инициативой выступил экономист и постоянный обозреватель американской газеты «Вашингтон пост» Стивен Перлстайн. В своей статье, опубликованной 23 ноября, он пишет о проблемах, с которыми столкнулись крупные американские корпорации на Аляске, и пришел к выводу, что затраты правительства США на этот штат окупит разве что его продажа России.
В связи с тем, что автогигант «Дженерал моторс» приступил к болезненному сокращению производства, а «Форд» составляет такие же планы на будущий год, журналист отмечает, что Вашингтону пора задуматься о проведении «структурных реформ» в стране. В этих же целях обозреватель, ссылаясь на проведенные дискуссии «со всемирно известными консультантами и стратегами», предлагает план «продажи Аляски назад России».
По словам Перлстайна, несмотря на свои огромные природные ресурсы, прежде всего месторождения нефти, Аляска мало что дает американской экономике. Многие налоги в этом штате отменены, и на каждый доллар поступлений от этого штата федеральные власти затрачивают в нем 1,89 долл. Не принес большой пользы и 1 млрд. долл., полученный Аляской в результате роста цен на нефть, – деньги были истрачены на нужды самого штата. Ссылаясь на все эти данные, а также факты проталкивания особых запросов Аляски ее представителями в американском Конгрессе, Перлстайн заявляет, что главной причиной такого положения является стремление властей хозяйствовать в удаленном штате. По его словам, «рыночная стоимость Аляски складывается из 4,5 млрд. баррелей доказанных запасов нефти плюс газ, леса и медная руда, цены на которые сейчас рекордно высокие». В то же время автор отмечает, что «Россия располагает 50 млрд. свободных нефтедолларов и не знает, куда их инвестировать».
По словам Перлстайна, если же довести продажную цену Аляски до 1 трлн. долл., то одних комиссионных за услуги инвестиционных банков будет достаточно для того, чтобы прибавить несколько пунктов к валовому внутреннему продукту США. В любом случае на подобной сделке США получили бы беспримерную прибыль на те 7,2 млн. долл., которые в свое время истратили на приобретение Аляски.
Уместность своего предложения обозреватель «Вашингтон пост» подкрепляет ссылкой на то, что деятельность американских властей на Аляске сходна с российскими методами хозяйствования. «Хотя она является американской территорией почти 140 лет, Аляска имеет много общего с постсоветской Россией, где правительство остается в центре экономической деятельности и политическая власть находится в руках небольшой теневой группы олигархов, использующей ее для обогащения своих семей и друзей»,– заявляет Перлстайн.
═
Эксперты «НГ» так комментируют предложение о продаже Аляски
═
Сергей Марков, директор Института политических исследований
═
На такое предложение можно отреагировать только как на шутку. Американцы сами вправе выбирать свою судьбу. В России тоже на это никто не пойдет. Даже самые националистические, ультрапатриотические организации. Ведь патриоты желают получить поддержку населения. Патриотизм – это некий национальный эгоизм. Так зачем покупать почти безлюдную территорию, снега и льды, когда люди и так задыхаются в бедности, когда разрушены системы здравоохранения, образования и все прочие? Это приведет только к ослаблению нашей государственности. В России существуют огромные пространства, которые мы не можем освоить, та же Сибирь, в отношении которой есть угроза, что ее заполнят представителями других народов. От прибавления еще одной, лишней провинции легче не станет.
═
Дмитрий Орешкин, руководитель группы «Меркатор»
═
Все это звучит как насмешка. Хотя многие патриоты будут в восторге. Закричат, что это восстановление исторической справедливости. У них мышление XIX века или сталинской эры, когда считалось, что территория равна могуществу государства. Между тем та же Голландия, которая по площади равна Москве и Московской области, в экономическом смысле гораздо влиятельнее России с 17 млн. квадратных километров.
А сама идея абсолютно бредовая. Чего России совсем не надо, так это новых территорий. Мы живем в эпоху, когда важны не территориальные богатства, а инфраструктурные. Население Аляски само живет за счет дотаций из федерального бюджета США. Зачем нам еще одну дотационную территорию на шею брать? Ну и триллион долларов – это сумма, которую не стоит даже обсуждать. Это существенная часть, не один десяток процентов валового национального продукта. Мы этого не можем даже технически себе позволить.
═
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
═
Начать с того, что у нас нет 1 трлн. долл., о которых идет речь. Сейчас у нас есть свободные 250 млрд. долл., но и они не должны уйти на приобретение каких-то заморских департаментов, пусть даже и имеющих нефтяные запасы. России сначала нужно создать цивилизованное государство, а потом уже покупать Аляску. Думаю, лет через 10 мы сможем преодолеть последствия национальной катастрофы, а проблемы американцев достигнут к этому моменту своего пика. Вот тогда-то и можно будет говорить о покупке. Кстати, не исключено, что к тому времени Аляска будет стоить гораздо дешевле.
Я не думаю, что власти России будут отстаивать идею возвращения Аляски. Наши политики и экономисты, находящиеся сейчас у руля, не мыслят в терминах национальных интересов, они мыслят в интересах США, а Штатам, как и любой другой стране, продажа части своей территории невыгодна. Что же касается нынешних экономических проблем, которые стоят перед Америкой, хочу подчеркнуть, что продажа Аляски не поможет их решить, и скорее всего сами американцы это понимают. Единственный вариант, на все сто выгодный для Америки, – это обмен Аляски, то есть, по сути, этого триллиона, на наши природные ресурсы. Но этого ни в коем случае нельзя допустить – овчинка выделки не стоит.
═
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
═
Уверен, что это предложение будет не очень благожелательно встречено в Америке. Как и все народы мира, американцы крайне чувствительны к территориальной целостности своей страны. Впрочем, я понимаю, что, обладая таким колоссальным и постоянно растущим внешним долгом, нужно постоянно искать, чем бы можно было откупиться. Нам бы тоже не следовало соглашаться на такое приобретение. Конечно, преимущества стерилизации средств и решения территориального вопроса патриотической важности очень сильны, но последствия покупки могут быть настолько проблемными, что мы с ними не справимся. Для России территория – это проблема, а не достоинство. Тем более что Аляска – совершенно чужеродный регион, а Москва никогда не упустит рычагов власти. Не знаю, как решать эту проблему. Разве что столицу туда перенести.
Если нас интересуют проблемы стерилизации, то надо в первую очередь убрать все тормоза для свободной предпринимательской деятельности. У нас же, наоборот, продолжается национализация, и поэтому возникает вопрос: а не купить ли Аляску?
═
Из досье «НГ»
Стивет Перлстайн – экономический и бизнес-обозреватель газеты «Вашингтон пост». Журналистскую карьеру начинал с работы корреспондентом в двух гемпширских газетах: «Конкорд монитор» и «Фостерс дейли демократ». Основатель и редактор либерального ежемесячника «Бостон обсервер». Кроме того, Перлстайн работал телерепортером и сотрудником аппарата Конгресса США. Его последние публикации в «Вашингтон пост» посвящены проблемам жителей окраин крупных американских городов (Suburbs Ask How Much Growth Is Too Much, 18 ноября 2005 г.), крупнейшей американской программе финансирования медицинских услуг для малоимущих граждан и семей Medicaid (With Medicaid, Democrats Shirk Chance for Real Progress, 16 ноября 2005 г.) и развитию процессов на нефтяных рынках (Oil's Bigwigs Enjoy a Rigged Market, 11 ноября 2005 г.).