Газовый конфликт между Россией и Украиной набирает обороты. Из экономического русла он уже давно перетек в политическое, и апогеем политического противостояния стал отказ российского премьера Фрадкова от запланированной на вчерашний день поездки в Киев. В свою очередь отмену визита российского премьера многие эксперты связывают с тем, что именно в тот день, на который было запланировано прибытие Михаила Фрадкова в Киев, президент Украины Виктор Ющенко отбыл в Грузию с однодневной поездкой, таким образом продемонстрировав России, что общаться с главой ее правительства ему недосуг.
Любопытно, что ни одно украинское ведомство, ответственное за организацию переговоров, вчера не могло прокомментировать перенос сроков визита. Сотрудники пресс-служб правительственных структур неофициально сообщили «НГ», что комментариев не может быть до тех пор, пока президент Ющенко публично не определит политическое отношение Украины к России. То, что прежние декларации о дружбе и добрососедстве не соответствуют нынешним экономическим реалиям, уже очевидно. Однако Ющенко хранит молчание, которое можно расценить как то, что он занял выжидательную позицию. Сейчас Киев готовится к саммиту Украина–Евросоюз, и в этом свете ухудшение отношений с Москвой может сыграть на руку украинской власти. Но если саммит все же не оправдает надежды оранжевых (то есть по его итогам Украине не предоставят статус страны с рыночной экономикой и не начнут переговоры о создании зоны свободной торговли), то украинская власть сможет снова развернуться в сторону сотрудничества с Россией. Подобная практика в украинской внешней политике была принята еще со времен Леонида Кучмы.
Впрочем, на сей раз взаимным игнорированием дело не закончилось. Для Украины срыв переговоров с Фрадковым означает отсутствие контрактов на поставки российского газа на следующий год. Правда, вчера источники в украинском правительстве сообщили «НГ», что Киев в ценовом вопросе не намерен идти ни на какие уступки «Газпрому». «У нас действует долгосрочное соглашение, в котором указано, что цена 1 тыс. куб. м составляет 50, а не 160 или 80 долл. Ни о каком повышении цены со следующего года речи быть не может», – сказал источник в правительстве. Это фактически означает, что украино-российские переговоры о поставках газа зашли в тупик и без политического вмешательства на самом высоком уровне вопрос не может быть решен.
Остается повисшим в воздухе и вопрос цены на транзитный газ. Решить его необходимо в самое ближайшее время, так как срок текущего контракта истекает в конце 2005 года. Создавшуюся ситуацию многие считают критической. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил после отмены визита Фрадкова в Киев, что неурегулированность вопросов с условиями транзита российского газа создает риски для поставок в 2006 году газа как на Украину, так и в Европу. Россия, по словам Христенко, готова на решительные меры. Киев не замедлил с ответом на это заявление. Вчера представитель «Нефтегаза Украины», комментируя высказывание российского министра, отметил, что ответственность за возможные проблемы с поставками российского газа на украинский и европейские рынки лежит на российской стороне. Хотя источники в украинском правительстве заверили «НГ», что Киев не пойдет на конфликт с Европой, тем более накануне саммита Украина–Евросоюз. Поэтому блокировать российские поставки или воровать газ из экспортных труб никто не будет.
«Скорее уж отправят в отставку главу «Нефтегаза Украины», который уже доказал, что он в принципе не способен проводить переговоры с «Газпромом», – отметил правительственный чиновник. Это мнение недавно в интервью «НГ» подтвердил cекретарь украинского Совета нацбезопасности и обороны Анатолий Кинах, в чьем ведении находятся в том числе и кадровые вопросы такого уровня. «Очевидно, что стратегически важная для страны компания («Нефтегаз Украины». – «НГ») нуждается в высокопрофессиональных менеджерах. Поэтому кадровые изменения возможны. И я буду лично следить за тем, чтобы они не стали результатом очередной торговли портфелями или политического лоббирования», – сказал он.
При этом практически все понимают, что так или иначе газовый вопрос будет решен, и скорее всего Украине придется поступиться своими финансовыми интересами. Любопытно, что буквально за день до планировавшегося визита российского премьера в Киев высокопоставленный источник в правительстве РФ оптимистично оценивал перспективы подписания контракта на транзит газа на 2006 год. В рамках визита подписание каких-либо документов на этот счет не предполагалось, однако, как подчеркнул источник, со стороны Украины «наметились некие подвижки по этому вопросу», и в последний момент, как это уже не раз бывало прежде, контракт будет обязательно подписан. Также источник развеял тревоги по поводу угроз Украины в отношении несанкционированного забора российского газа, экспортируемого в страны ЕС. Он считает, что это совершенно исключено. Уже несколько лет действует соглашение, по которому в случае установленного факта воровства весь незаконно изъятый газ автоматически превращается в государственный долг Украины. Причем в этом случае цена газа рассчитывается по цене, значительно превышающей сложившуюся сегодня на мировом рынке.
Получается, что единственная выгода, которую Украина может извлечь из текущей ситуации – это не сохранить тариф на сегодняшнем уровне, а потянуть время и привлечь к себе внимание. Первое ей в принципе почти удалось. По некоторым данным, отношения по новым договоренностям между соседними странами могут начать реализовываться если не с начала нового года, то с марта–апреля. Второе же ей удалось уже со всей очевидностью. По большому счету весь газовый конфликт играет на раскручивание политического имиджа страны, это своего рода продолжение PR-акции, начавшейся с оранжевой революции 2004 года. Россия же вынужденно вовлечена в эту акцию: поскольку речь идет об экономических интересах страны, ей приходится отстаивать их, параллельно исполняя при этом главную роль имиджмейкера своего славянского соседа.