Завершившийся двухдневный визит президента РФ в Японию не внес ничего нового в проблему четырех островов Курильской гряды, на которые претендует японская сторона. Все государственные телеканалы страны в один голос утверждали, что тема «северных территорий» обсуждению между Владимиром Путиным и премьер-министром Страны восходящего солнца Дзюнъитиро Коидзуми не подлежит. А по окончании лидеры даже не сделали специального заявления по этому вопросу.
Но, конечно же, общественность двух стран этот вопрос волнует больше других. В Японии визит Путина сопровождался акциями протеста сторонников передачи островов. В России также с беспокойством следят за развитием этой проблемы.
Беспокойство российских граждан, особенно жителей Дальнего Востока, вполне понятно. Поскольку прецедент раздачи российской земли, увы, уже имел место. Немногим более года назад, 14 октября 2004 года, Китаю были переданы ряд российских островов на Амуре. Причем переданы вразрез с Конституцией РФ и международными договорами, соблюдавшимися сторонами, кстати, до тех пор, пока соседи не почувствовали ослабления нашего государства. Тогда чиновники от Министерства иностранных дел России и других ведомств пошли на поводу китайской стороны уже в процессе так называемой демаркации государственной границы с Китаем. В результате Россия потеряла не менее 1500 кв. км своей территории. Помнится, тогда председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев заявил в печати, что «эти территории никогда не принадлежали ни Советскому Союзу, ни России». Между тем эти территории никогда не принадлежали в первую очередь Китаю, что было подтверждено Пекинским договором и последующим Хунчунским соглашением 1886 года. Заметим, что недавно в своем комментарии, опубликованном в СМИ, Косачев сообщил, что «территориальный спор между Россией и Японией может быть разрешен по российско-китайскому сценарию».
Конечно, никто не сомневается, что тет-а-тет о Курилах Путин и Коидзуми все-таки говорили. Не случайно накануне визита российского лидера в Токио посол Японии в Москве Иссэй Номура заявил, что «Япония обязательно поднимет проблему Мирного договора во время предстоящего визита президента России в Токио». Москва, как известно, предлагает сначала заняться совместным с Японией освоением Курильских островов. Впрочем, это мы уже проходили. Напомню, что в 1999 году было принято постановление правительства РФ «О заключении Соглашения между правительством РФ и правительством КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек». Правда, «совместного хозяйственного использования» не получилось.
На «спорных» островах китайцы стали хозяйничать единолично, причем хищнически, без соблюдения природоохранных правил, браконьерствуя в тех самых акваториях и у самого нашего берега, вылавливая рыбу в любое время года. На островах вырубалась растительность. Маломощные наносные почвы на них распахивались и распахиваются под поля до самого уреза. Поэтому эти острова активно размываются в паводки. До прихода китайцев местные жители косили на них сено, собирали ягоды и грибы и, конечно, не трогали лесную и кустарниковую растительность, закрепляющую острова.
Сторонники «китайского сценария» для Курил утверждают, что «лосось – едва ли не все экономическое богатство этого края». Между тем ученые всего мира прекрасно знают, что лосось – вовсе не самое главное и не единственное богатство Курил. Минтай, сайра, треска, головоногие моллюски, крабы, морские звери – далеко не полный перечень даров моря и океана, омывающих наши острова. По данным пресс-службы Минприроды России, Южно-Курильские острова обладают немалым минерально-сырьевым потенциалом, еще недостаточно исследованным и практически не используемым. Высок промышленный потенциал золота и серебра, огромны запасы самородной серы, ильменит-магнетитовых россыпей с титаном и ванадием. По данным сейсморазведки, установлен ряд зон возможного нефтегазонакопления. Имеется более 20 рудопроявлений и месторождений редкого элемента рения. Он используется в электротехнике, нефтехимии, в авиационной и космической отраслях. Только на вулкане Кудрявом (остров Итуруп) годовая добыча рения может составлять до 20 тонн (при годовой потребности России 3–5 тонн). Практически не освоены геотермальные источники для получения тепла и электроэнергии в бальнеологических целях. В перспективе в отдельных проливах можно построить приливные электростанции, а на побережье – ветровые, что позволит избавиться от завоза дорогостоящего органического топлива. «Создание новых добывающих и перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и Курильских островах, – утверждает глава Минприроды РФ Юрий Трутнев, – полностью соответствует геополитическим интересам России».
Правда, у России в отличие от Японии пока мало средств на освоение этого богатства. Так что и на Курилах «совместная деятельность» грозит обернуться всего лишь хищническим разграблением Южных Курил нашими соседями.