Вчера вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов отправился на Урал, чтобы проинспектировать воинские части, а заодно посетить предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Это его первый визит на периферию в новом качестве. «Как на вице-премьера на меня возложены новые задачи, и связаны они только с одним – координацией работы военно-промышленного комплекса», – пояснил он на прошлой неделе журналистам.
Оборонное суперминистерство, у которого имеется даже собственный МИД – Главное управление международного военного сотрудничества, теперь займется еще и промышленностью. Причем самой лакомой ее частью – оборонкой, куда поступают сотни миллиардов рублей бюджетных денег и миллиарды долларов экспортной выручки.
Вообще-то предприятия ОПК не могли пожаловаться на безнадзорность. Государство буквально каждые два-три года принимает очередную программу реформирования оборонной промышленности. Последняя попытка – создание холдингов. Предполагалось, что их будет 75, в итоге удалось создать меньше десятка. Главный результат – возникли управляющие компании, в которых застревает значительная часть выручки.
В 2004 году отраслевые агентства были слиты в единый департамент ОПК в рамках Минпромэнерго РФ. Он осуществляет общее руководство оборонной промышленностью. Экспорт вооружений почти полностью находится в руках государственного посредника – ФГУП «Рособоронэкспорт». Но над ним стоит Комитет по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), директор которого имеет статус заместителя министра обороны. В январе нынешнего года создано Федеральное агентство по оборонному заказу, наделенное контрольными функциями в отношении ОПК. Теперь добавилась еще одна бюрократическая надстройка во главе с вице-премьером – министром обороны.
По словам премьера Михаила Фрадкова, новая координирующая структура должна ликвидировать бюрократические препоны между министерствами. Но Сергей Иванов не намерен ограничиваться координацией и согласованиями. Он заявил, что будет заниматься на посту вице-премьера вопросами «планирования и контроля», а также «состоянием военно-промышленного комплекса и качеством производимой им продукции». А также выяснит, почему «цены на военную продукцию растут значительно быстрее, чем инфляция в стране».
Если учесть, что экспорт вооружений уже контролируется заместителем Сергея Иванова, директором КВТС, то получается – Министерство обороны становится полновластным властителем оборонно-промышленного комплекса России. Вице-премьер Иванов забирает контрольные и координирующие функции, ценообразование и экспорт. И даже планирование, о котором снова заговорили после пятнадцати лет развала. И это не просто дублирование отраслевого министерства и специальных федеральных агентств. Это одобренная сверху попытка ограничения рыночных отношений в стратегической сфере промышленности, самой технологически продвинутой и прибыльной.
Вызван этот передел управленческих функций с неформальным переподчинением госсобственности в первую очередь неэффективностью закупок вооружений для Минобороны РФ. Россия на приобретение военной техники тратит столько же, сколько Индия. Но если индийцы закупают самолеты эскадрильями, а танки сотнями, то Минобороны РФ за те же деньги получает на порядок меньше. Причем по внутренним, а не по экспортным ценам.
Но разобраться с этим абсурдом можно и внутри Министерства обороны РФ, проведя ревизию заказывающих управлений и их партнеров в ОПК. Не мешало бы также выяснить, почему 20% гособоронзаказа не оплачивается, а остальное финансируется не в полном объеме и с задержками. Предприятия несут убытки, залезают в долги, банкротятся. Естественно, весь этот ущерб впоследствии «упаковывается» в цену вооружений. Но есть и элементарное завышение цен, с которым должна разбираться прокуратура.
Чтобы навести порядок в закупках вооружения, и было создано Федеральное агентство по оборонному заказу. Но едва оно оформилось в целостную структуру, провело исследование финансирования госзаказа, выяснив, какова в проблемах ОПК роль Министерства обороны, как тут же Минобороны в лице самого министра Сергея Иванова перехватило контролирующие функции.
Совершенно очевидно, что военная бюрократия не намерена менять привычный устоявшийся порядок. Ей необходимо сохранить свои должностные оклады, власть и коррупционные возможности. Поэтому, не успев приступить к работе, Федеральное агентство по оборонному заказу уже отодвигается в сторону. Гособоронзаказ-2006 по-прежнему остается в руках чиновников в погонах. И увеличение закупок вооружений на полтора миллиарда долларов не слишком повысит боеспособность Вооруженных сил России.
От безальтернативной политики страна уверенно идет к безальтернативной экономике. Все более жесткая вертикаль власти, централизация всего и вся оказывают не столько стабилизирующее, сколько консервирующее действие. Оборонная промышленность, которая должна служить локомотивом экономики и создавать технологическую базу новой эпохи, так и остается на уровне 1980-х годов. И это плачевное состояние будет сохраняться, поскольку управлять ОПК будут чиновники, оторванные от реального производства. Они выполняют те же функции, что и прежний аппарат ЦК КПСС – ретранслируют нижестоящим инстанциям, в данном случае предприятиям ОПК, решения высшего административного органа. Ни на что другое «назначенцы» и «паркетные генералы» просто не способны в силу некомпетентности в вопросах экономики и производства.
Неэффективная административная реформа, выразившаяся в сокращении аппарата и заместителей высших чиновников, привела лишь к информационному затору. Тысячи документов месяцами ждут рассмотрения. Новый вице-премьер от оборонки должен ускорить прохождение бумаг. Но он же породит и тысячи новых. Скоро им будет мало нынешнего аппарата, количество чиновников придется увеличить, а вертикаль сделать еще жестче. Тем временем ОПК, лишенный возможности самоорганизовываться и самостоятельно развиваться, продолжит дрейф в прежнем кризисном направлении.