0
726
Газета Политика Интернет-версия

22.11.2005 00:00:00

От безальтернативной политики к безальтернативной экономике

Виктор Мясников
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Виктор Алексеевич Мясников - обозреватель "НГ".

Тэги: иванов, опк, урал


Вчера вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов отправился на Урал, чтобы проинспектировать воинские части, а заодно посетить предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Это его первый визит на периферию в новом качестве. «Как на вице-премьера на меня возложены новые задачи, и связаны они только с одним – координацией работы военно-промышленного комплекса», – пояснил он на прошлой неделе журналистам.

Оборонное суперминистерство, у которого имеется даже собственный МИД – Главное управление международного военного сотрудничества, теперь займется еще и промышленностью. Причем самой лакомой ее частью – оборонкой, куда поступают сотни миллиардов рублей бюджетных денег и миллиарды долларов экспортной выручки.

Вообще-то предприятия ОПК не могли пожаловаться на безнадзорность. Государство буквально каждые два-три года принимает очередную программу реформирования оборонной промышленности. Последняя попытка – создание холдингов. Предполагалось, что их будет 75, в итоге удалось создать меньше десятка. Главный результат – возникли управляющие компании, в которых застревает значительная часть выручки.

В 2004 году отраслевые агентства были слиты в единый департамент ОПК в рамках Минпромэнерго РФ. Он осуществляет общее руководство оборонной промышленностью. Экспорт вооружений почти полностью находится в руках государственного посредника – ФГУП «Рособоронэкспорт». Но над ним стоит Комитет по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), директор которого имеет статус заместителя министра обороны. В январе нынешнего года создано Федеральное агентство по оборонному заказу, наделенное контрольными функциями в отношении ОПК. Теперь добавилась еще одна бюрократическая надстройка во главе с вице-премьером – министром обороны.

По словам премьера Михаила Фрадкова, новая координирующая структура должна ликвидировать бюрократические препоны между министерствами. Но Сергей Иванов не намерен ограничиваться координацией и согласованиями. Он заявил, что будет заниматься на посту вице-премьера вопросами «планирования и контроля», а также «состоянием военно-промышленного комплекса и качеством производимой им продукции». А также выяснит, почему «цены на военную продукцию растут значительно быстрее, чем инфляция в стране».

Если учесть, что экспорт вооружений уже контролируется заместителем Сергея Иванова, директором КВТС, то получается – Министерство обороны становится полновластным властителем оборонно-промышленного комплекса России. Вице-премьер Иванов забирает контрольные и координирующие функции, ценообразование и экспорт. И даже планирование, о котором снова заговорили после пятнадцати лет развала. И это не просто дублирование отраслевого министерства и специальных федеральных агентств. Это одобренная сверху попытка ограничения рыночных отношений в стратегической сфере промышленности, самой технологически продвинутой и прибыльной.

Вызван этот передел управленческих функций с неформальным переподчинением госсобственности в первую очередь неэффективностью закупок вооружений для Минобороны РФ. Россия на приобретение военной техники тратит столько же, сколько Индия. Но если индийцы закупают самолеты эскадрильями, а танки сотнями, то Минобороны РФ за те же деньги получает на порядок меньше. Причем по внутренним, а не по экспортным ценам.

Но разобраться с этим абсурдом можно и внутри Министерства обороны РФ, проведя ревизию заказывающих управлений и их партнеров в ОПК. Не мешало бы также выяснить, почему 20% гособоронзаказа не оплачивается, а остальное финансируется не в полном объеме и с задержками. Предприятия несут убытки, залезают в долги, банкротятся. Естественно, весь этот ущерб впоследствии «упаковывается» в цену вооружений. Но есть и элементарное завышение цен, с которым должна разбираться прокуратура.

Чтобы навести порядок в закупках вооружения, и было создано Федеральное агентство по оборонному заказу. Но едва оно оформилось в целостную структуру, провело исследование финансирования госзаказа, выяснив, какова в проблемах ОПК роль Министерства обороны, как тут же Минобороны в лице самого министра Сергея Иванова перехватило контролирующие функции.

Совершенно очевидно, что военная бюрократия не намерена менять привычный устоявшийся порядок. Ей необходимо сохранить свои должностные оклады, власть и коррупционные возможности. Поэтому, не успев приступить к работе, Федеральное агентство по оборонному заказу уже отодвигается в сторону. Гособоронзаказ-2006 по-прежнему остается в руках чиновников в погонах. И увеличение закупок вооружений на полтора миллиарда долларов не слишком повысит боеспособность Вооруженных сил России.

От безальтернативной политики страна уверенно идет к безальтернативной экономике. Все более жесткая вертикаль власти, централизация всего и вся оказывают не столько стабилизирующее, сколько консервирующее действие. Оборонная промышленность, которая должна служить локомотивом экономики и создавать технологическую базу новой эпохи, так и остается на уровне 1980-х годов. И это плачевное состояние будет сохраняться, поскольку управлять ОПК будут чиновники, оторванные от реального производства. Они выполняют те же функции, что и прежний аппарат ЦК КПСС – ретранслируют нижестоящим инстанциям, в данном случае предприятиям ОПК, решения высшего административного органа. Ни на что другое «назначенцы» и «паркетные генералы» просто не способны в силу некомпетентности в вопросах экономики и производства.

Неэффективная административная реформа, выразившаяся в сокращении аппарата и заместителей высших чиновников, привела лишь к информационному затору. Тысячи документов месяцами ждут рассмотрения. Новый вице-премьер от оборонки должен ускорить прохождение бумаг. Но он же породит и тысячи новых. Скоро им будет мало нынешнего аппарата, количество чиновников придется увеличить, а вертикаль сделать еще жестче. Тем временем ОПК, лишенный возможности самоорганизовываться и самостоятельно развиваться, продолжит дрейф в прежнем кризисном направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3896
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2934
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2398

Другие новости