Визит президента Владимира Путина в Японию вновь обострил дискуссию по поводу статуса двухсторонних отношений и места Токио в системе внешнеполитических приоритетов Москвы. Несомненно, Япония крайне важна для России с точки зрения стратегических интересов на Дальнем Востоке, и в первую очередь сдерживания амбиций Китая. Укрепление военной мощи Токио и экономический потенциал страны делают ее важной «альтернативной державой» в азиатской политике Москвы, хотя сотрудничество двух стран включая бизнес-связи пока все же находится в фазе «скрытого потенциала».
А чем сегодня является Япония для большинства россиян? Можно констатировать достаточно прагматичный и даже утилитарный подход населения к этой стране. Япония ассоциируется с аудио-, видео- и бытовой техникой (48%) и машинами (36%). При этом значительное число опрошенных (54%) видят в современной Японии пример экономического успеха, которому можно было поучиться и России. Еще 31% восхищены тем, что эта страна производит высококачественные товары. Кроме того, немало россиян (17%, а среди молодежи – 24%) говорят о Японии как о стране, где хотели бы побывать. А для 14% (а в мегаполисах эта цифра доходит до 23%) Япония является примером того, как надо защищать свои национальные интересы. Таким образом, многим россиянам импонируют экономические достижения этой страны, и они видят в ней определенный образец для подражания и для России.
Исходя из этих ассоциаций, вполне естественно, что 51% опрошенных рассматривают Японию в качестве торгового и экономического партнера России (а в мегаполисах даже 69%). В целом соотношение позитивных (друг, партнер) и негативных (соперник, враг) оценок составляет 61:18. Любопытно сравнить в этом смысле отношение к Японии и Китаю. Последний видится опрошенным больше в черно-белых тонах, и соотношение положительных и отрицательных оценок тут менее оптимистичное, чем в случае с Токио.
И все же в качестве потенциального партнера России в Азиатско-Тихоокеанском регионе большинство называет Китай (33%), а Япония отодвигается на второе место (21%). Почему же, несмотря на благожелательное отношение к Японии, россияне склонны строить союзы с ее основным конкурентом в регионе? Вероятно, это связано с тем, что Страна восходящего солнца не воспринимается населением в виде центра силы – ее экономический вес пока не перешел в новое политическое качество. Кроме того, в отличие от Японии Китай прилагает видимые усилия по поддержанию атмосферы дружбы с Россией. Да и традиционная роль Японии как вернейшего союзника США на Тихом океане не может не настораживать население и не вызывать сомнений в самостоятельности проводимой Токио внешней политики. Наконец, у Японии нет своего лобби в России в отличие от Китая, который в последние годы активизировал процесс формирования таких элементов влияния и заручился поддержкой некоторых элитных группировок в Москве.
Одной из актуальных проблем остается вопрос о «северных территориях». И здесь благоприятное отношение россиян также не конвертируется в уступки, причем этот подход вполне рационален. Респонденты видят значимость Курильских островов в их экономическом (прежде всего запасы рыбы и морепродуктов) и военном потенциале. Еще треть полагает, что Курилы важны уже потому, что там проживают российские граждане, чьи интересы необходимо соблюсти.
И все же подавляющее большинство (73%) считают, что пора прекратить обсуждение территориального вопроса и оставить острова за Россией. Число сторонников конструктивного диалога с Японией составляет лишь 14%. Интересно, что с годами позиция россиян стала четче и жестче. Все меньшее число опрошенных затрудняются с ответом или склонны передавать эту проблему следующим поколениям (в общей сложности не более 13%) – эти цифры были в 2–4 раза выше в начале и середине прошлого десятилетия. Тогда же был зафиксирован и перелом в сторону жестких мер – сегодня число сторонников совместного управления составляет лишь 10% (по сравнению с 20% в 1994 году).
Примечательно, что здесь, как говорится, «нет ничего личного». Вопрос отнюдь не в Японии. Во-первых, это принципиальная позиция россиян, 53% которых считают, что передача территорий недопустима как таковая. Во-вторых, в общественном сознании подобные уступки рассматриваются как проявление слабости государства и воспринимаются крайне негативно, особенно в последние годы, когда позиции России на международной арене стали несколько укрепляться. В-третьих, в РФ нет острой нужды в кредитах и иностранных инвестициях, как в начале девяностых. Поэтому варианты размена островов на материальную помощь уже не столь актуальны – важнее становится сохранение престижа страны. Наконец, для России не имеет большого практического значения наличие или отсутствие мирного договора с Японией, особенно теперь, когда многие элементы прежней системы международных отношений почили в бозе. Для большинства россиян важнее в данном случае не исторические претензии и документы, а экономические связи, за которые они и ценят Японию.