Проект закона о парламентском расследовании Государственной Думой подготовлен ко второму чтению. Вчера комитет нижней палаты по конституционному законодательству и госстроительству одобрил поправки, согласованные с Кремлем, и отклонил все остальные. Окончательное голосование комитет проведет в понедельник, а само второе чтение законопроекта состоится уже 23 ноября. Предлагаемые изменения существенно не меняют концепцию предложенного президентом закона, а только несколько улучшают качество текста, делают его более четким и ясным.
Например, в первоначальном варианте содержалось требование немедленного прекращения парламентского расследования в том случае, если суд принимается за дело, связанное с фактами и обстоятельствами этого расследования. Теперь же депутаты указали, что парламент не будет заниматься расследованием только тогда, когда его направленность прямо совпадает с теми обвинениями, которые становятся предметом судебного разбирательства.
Кроме того, депутаты несколько расширили перечень дозволенных для расследования тем. К «фактам грубого и массового нарушения прав граждан», «обстоятельствам и последствиям чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» добавились «обстоятельства, связанные с возникновением угрозы основам конституционного строя». Соответственно, список запретных тем был сокращен на один пункт. Думский комитет вычеркнул упоминание о том, что расследованию не подлежат «факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства». Однако законодатели признают, что «предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления». Также специально указано, что комиссия по расследованию должна принимать без какой бы то ни было дополнительной проверки факты и обстоятельства, которые установлены приговором суда. Будущим «расследователям» запрещается даже ставить их под сомнение.
Несколько более логичной выглядит теперь и процедура инициирования парламентского расследования. Для этого требуется уже не одна треть личного состава Думы или Совета Федерации, а всего лишь одна пятая. С данным предложением в личном порядке может выступить и уполномоченный по правам человека. Решения о возбуждении парламентского расследования, правда, все равно должны будут приниматься большинством голосов той или иной палаты. Кроме того, в законопроекте по-прежнему остается следующая норма: если одна из палат Федерального собрания не согласна с идеей другой начать расследование, то его и не будет. Именно поэтому зампред комитета по конституционному законодательству и член комиссии по Беслану Юрий Иванов (КПРФ) считает, что хотя для улучшения закона сделано многое, но главный его недостаток так и сохранился без изменения. Коммунистов очень беспокоит право вето верхней палаты парламента, половина членов которой – фактически назначаемые президентом чиновники.
По словам главы думского комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, существенным изменением является и тот факт, что заседания комиссий по расследованию должны стать открытыми, если, конечно, не возникает угроза раскрытия государственной тайны. Стоит отметить, что сам Плигин после первого чтения говорил о том, что необходимо предусмотреть механизм чуть ли не автоматической отставки того должностного лица, который отказывается давать показания в комиссии парламента. Но на столь смелый шаг депутаты не пошли. Зато депутаты усилили значимость итогового доклада комиссии по расследованию: его обязательно должно рассмотреть правительство или региональный орган власти в течение месяца с момента получения.