Тяжело приходится Минфину. Во всяком случае, список антиинфляционных мер, который президент Путин приказал создать к 18 ноября, получился совсем не в минфиновской редакции. Центробанк, Федеральное казначейство, МЭРТ, работая независимо друг от друга над документом под названием «Об инфляции и мерах по ее сдерживанию в краткосрочной перспективе», рекомендуют правительству разные пути в борьбе с «основным злом экономики». Так называет инфляцию министр финансов РФ Алексей Кудрин. Однако это «основное зло» для наших министров, похоже, превращается в абстрактную тень, которая нависла над страной. Страной, по-прежнему абстрактной для них.
По замечанию источника в Минфине, документ отражает в основном позицию МЭРТа и взгляд его главы Германа Грефа на то, каким образом нужно побеждать инфляцию: «по некоторым позициям оценка Минфина жестче». В результате «пакет мер» вносится в правительство «с частичными разногласиями Министерства экономического развития и торговли и Минфина, а также Центрального банка РФ», по прискорбному признанию высокопоставленного источника в Минфине. Высокий чиновник сообщил, что надеется убедить главу государства еще немного потерпеть, пока эти несколько позиций не превратятся в «более продуманный вариант»: «В бой к 2006 году мы пришли без ресурса главного командования. Так войны не выигрывают!» И, конечно, оказался прав – по сути, это признание в несостоятельности как правительства, так и самого Министерства финансов.
Впрочем, упомянутый источник поспешил сделать оговорку: «Я бы не сказал, что есть кардинальные различия в позициях сторон. Они касаются в основном только увеличения непроцентных расходов бюджета».
Программа боя с инфляцией, предложенная Алексеем Кудриным, обещает сокрушительную победу буквально за три года. Следование ей, уверяет министр, гарантирует, что в будущем году инфляция сделает небольшой поклон до уровня 8,5%, «как это и написано в бюджете будущего года». В 2007 году она должна будет опуститься на колени примерно на рубеже 7%. А в 2008 году ей придется жалко извиваться «в ногах», которые начинаются на планке в 5,5%. Для этого Минфин предлагает как минимум ужесточить «дисциплину» в кредитно-денежной политике. А поскольку в совместном трехстороннем диалоге продвинуть эту позицию не удалось, министерство объявило о решимости представить главе государства отдельный доклад по этому поводу, а «над мерами боя с инфляцией продолжить работу».
Центральный банк представляет примерно такой же вариант развития событий. И для убедительности направил в Госдуму новый вариант денежно-кредитной политики на 2006 год, где в качестве приоритетного новшества в борьбе с инфляцией называется смягчение проблемы стерилизации денежной массы. ЦБ обещает, что планка инфляции в грядущем году будет находиться на уровне 7–8,5%. С последующим снижением к 2008 году до 4–4,5%. Правда, меры по сдерживанию инфляции в этом тексте не упоминаются. Монетарный фактор, считают в ЦБ, играет не такую уж серьезную роль, как это думают в Минфине.
А вот Минэкономразвития стал делать несмелые попытки отойти от макроэкономического сценария. Пакет антиинфляционных мер в варианте МЭРТа, который, собственно, и ложится сегодня на стол премьера, предусматривает 5 основных тезисов. Это сдерживание цен на нефтепродукты путем снижения налогов, «рост предложения продовольственных товаров» за счет импорта и закупок у своего крестьянства, повышение конкуренции на рынках продовольствия, сдерживание тарифов естественных монополий, плюс «ограничение роста регулируемых тарифов в сфере ЖКХ». Центробанку советуют ограничить рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20%, а реальный курс рубля повышать не более чем на 4–4,5%. Кроме того, МЭРТ считает, что если излишки госдоходов направить на инвестиции, инфляция будет меньше. Минфин в корне с этим не согласен, говоря, что это лишь представление желаемого, но недостижимого.
Так, все три структуры – Центробанк, Минфин и МЭРТ – пытаются доказать свою позицию по-прежнему независимо друг от друга, как это делают ревнующие друг к другу дети. И главное, о чем они спорят, – монетарный или нет характер у инфляции. Наказ родителя они выполнили (создали общий «пакет мер»), а теперь исподтишка подсовывают каждый свой вариант, чтобы похвалили именно их. Этот «бой» получается таким же виртуальным, как борьба с «основным злом» экономики. А над последней, страдалицей, продолжает нависать тень, все больше превращаясь в тень недоверия. Говоря языком экономическим, если «тень» – это непосредственно инфляция, то «тень недоверия» – инвестиционная непривлекательность. Для экономики, для будущего ее роста фактор снижения инфляции становится самым главным, говорят теперь во всех трех структурах. Причем не просто главным, а «важнейшим фактором расширения инвестиционных возможностей», как сказал вышеупомянутый чиновник Минфина: «Все меры должны сводиться не к тому, чтобы ограничить расходы граждан, а к тому, чтобы ограничить расходы государства. Меньше тратить, четче наблюдать за естественными монополистами, а в итоге – лучше исполнять свои обязанности». Правда, чиновник, конечно же, забыл, что государство – это не правительство, не только государственные органы, а и население в том числе. В этом смысле как нельзя уместно высказывание губернатора одного из сибирских регионов о том, что российское правительство живет на отдельной планете от граждан, которым оно призвано служить. И распри в правительстве доказывают инопланетное происхождение борцов с тенью. Эта «тень», между тем, будучи виртуальной для министров, весьма реальна для граждан, населяющих наше государство: коммунальные услуги к концу года станут стоить на 33–34% больше, а вся инфляция, по прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), к концу года вырастет до 12,8% против обещанных правительством 11,7%. Разница между этими прогнозами заставляет российскую власть превращать реальную инфляцию в «тень» и заставляет думать не о государстве, а о виртуальной «тени».