Премьер-министра Фрадкова оттесняют зампреды.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера стало понятно, с чего это вдруг премьер Михаил Фрадков заговорил о возможности введения должности четвертого вице-премьера. Для гармонии. Согласитесь, когда по правую руку председателя правительства сидят два его зама, а по левую всего один, то симметрия явно нарушена. Так и напрашивается еще один вице-премьер, который бы восстановил баланс. Впрочем, если серьезно, пока на новые кадровые назначения объявлен тайм-аут, и, открывая заседание кабинета министров, Михаил Фрадков очертил круг задач, которыми займутся президентские выдвиженцы – первый вице-премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер, курирующий силовой блок, Сергей Иванов.
«В нашем полку прибыло, и эта прибавка значимая», – оценил оргштатные изменения в правительстве премьер. В первую очередь, считает он, должна улучшиться координация работы министерств и ведомств. «К сожалению, по ряду сложных проблем мы столкнулись с невозможностью договориться на уровне министров», – подвел черту под прошлым Михаил Фрадков. По его словам, теперь эту проблему решат новые замы, сосредоточившись на ключевых вопросах взаимодействия внутри кабинета министров.
Новичкам времени на раскачку не отпущено. Дмитрий Медведев сегодня, 18 ноября, проведет в Доме правительства заседание президиума Совета при президенте по вопросам реализации приоритетных национальных проектов. На вчерашнем же заседании первому вице-премьеру была предоставлена возможность вникнуть в положение дел в двух из них – в здравоохранении и сельском хозяйстве.
Как построить светлое будущее отечественного здравоохранения, говорил глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Он доказывал порочность принципа сметного финансирования медицины, который хоть и самый дешевый, но наименее эффективный. А вообще, признался министр, бесплатное здравоохранение осталось на уровне декларации. Правда, декларация заложена в Конституции. Менять Основной закон Зурабов призвать не решился, ограничившись рассуждениями о необходимости привести медицинское обслуживание к общему стандарту во всех городах и весях.
Сейчас, по данным министерства, разница в финансировании медицины по субъектам Федерации достигает 16 раз. Еще одна беда – более 20 млн. человек (самозанятое население, мигранты, домохозяйки и т.п.) не платят ЕСН и, следовательно, не включены в систему обязательного медицинского страхования. Выход Зурабову видится во введении минимальной стоимости страхового года. Красноречие помогло министру – правительство одобрило основные направления развития здравоохранения на 2006–2010 годы. Среди приоритетов – развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения, обеспечение граждан высокотехнологичной медицинской помощью.
Однако на дополнительное финансирование отрасль рассчитывать не может. Министр финансов Алексей Кудрин, как бы он ни был лоялен президенту и его национальным проектам, напомнил, что все расходы на здравоохранение утверждены в рамках бюджета на три года и в рамках национального проекта, поэтому «дополнительных расходов пока не предусматривается». В качестве альтернативы он предложил подумать о принятии закона об обязательном медицинском страховании, что на 70% позволит решить проблемы в этой сфере.
Не менее сложные задачи предстоит решать и главе Минсельхоза Алексею Гордееву. В частности, ему поручено активизировать работу по формированию целостного законодательства в области сельского хозяйства. «Мы зачастую реагируем на проблемы в сельском хозяйстве принятием отдельных нормативных актов», – пояснил Михаил Фрадков. Тогда как, по его мнению, необходимо формирование целостного законодательства, четко прописывающего механизм управления в этой сфере и определяющего степень ответственности между различными уровнями власти.
Кроме того, вчера стало известно, что правительство в феврале 2006 года может принять решение об увеличении уставных капиталов Россельхозбанка и АО «Росагролизинг» на 3,7 млрд. руб. и 8 млрд. руб. соответственно. А еще для реализации национального проекта «Развитие АПК» в январе 2006 года планируется внести в правительство проекты постановлений «О порядке направления субсидий бюджетам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», «О возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в размере 95% затрат на уплату процентов по таким кредитам и займам» и ряда других.