Лимонов задумался о партийной организации и партийной литературе.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера был приведен в исполнение смертный (в политическом смысле) приговор, вынесенный наследникам большевиков. Верховный суд признал законным решение Мособлсуда о ликвидации межрегиональной общественно-политической организации НБП. Эксперты утверждают, что это решение было «юридически чистым». Однако вскоре на смену распущенной организации может прийти другая – с тем же названием. Возглавить новую НБП собирается лидер прежней.
Напомним: сначала Московский областной суд с подачи прокуратуры принял решение о ликвидации НБП «в связи с выявленными нарушениями закона о политических партиях». Затем Верховный суд РФ отменил вердикт Мособлсуда и НБП вроде бы вернули к политической жизни. Но прокуратура не успокаивалась, обжаловала это решение в президиуме Верховного суда. В результате при повторном рассмотрении этого дела высший судебный орган отыграл назад и НБП прекратила существование. Сам Эдуард Лимонов, лидер распущенной организации, совсем иначе расценивает свои перспективы. Он сообщил корреспонденту «НГ», что формально «завершил поединок с Верховным судом вничью, счет один-один». «Судьи – хорошие актеры. Час с лишним делали вид, будто они что-то решают», – прокомментировал ход заседания известный писатель.
Затем он ударился в воспоминания: «Если в первый раз председательствовал сам председатель ВС Лебедев, то на сей раз дело рассматривали люди помоложе, поэнергичнее». «Сыграли свою комедию, приняли неюридическое решение и разошлись по домам», – подвел черту Лимонов.
Тем не менее глава НБП рассчитывает на «моральную победу». И не только потому, что рассчитывает на положительный вердикт Суда по правам человека в Страсбурге. Главное, что взамен ликвидированной межрегиональной организации, которую можно было бы назвать НБП-1, Лимонов намерен учредить НБП-2, то есть Национал-большевистскую партию Российской Федерации. По словам писателя-политика, съезд этой новой НБП состоялся в прошлом году, численного состава для создания партии хватает, документы подготовлены.
Наконец, на вопрос, будут ли активисты упраздненной НБП-1 проводить какие-нибудь акции протеста, пикеты, митинги, демонстрации, Лимонов ответил: «Ничего об этом не знаю». «Я всегда был законопослушен, таким и останусь», – завершил беседу с корреспондентом «НГ» главный национал-большевик России.
С Лимоновым во многом солидаризировался Виталий Варивода – адвокат, представлявший интересы НБП в Верховном суде: «По решению Верховного суда ликвидирована Межрегиональная общественная организация НБП. Эта организация теперь должна сдать баланс, закрыть расчетный счет и перестать функционировать. Но это решение совершенно не касается символики, публичных акций, лозунгов и выступлений. Они не были предметом рассмотрения в Верховном суде. Если бы прокуратура подала иск о ликвидации организации в связи с экстремистским характером деятельности, тогда речь бы могла идти о запрете символики, лозунгов и публичных выступлений. Но прокуратура на это не пошла. Теперь нацболы имеют право действовать как группа граждан или под эгидой политической Национал-большевистской партии, документы на регистрацию которой поданы еще год назад».
Кстати, адвокат Виталий Варивода тоже опасается: несмотря на то что решение Верховного суда не запрещает нацболам организовывать митинги и акции от имени своей партии, «провокации на эту тему обязательно будут».
Заместитель генерального директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин напомнил корреспонденту «НГ», что в свое время многие партии исчезали с политической карты России просто потому, что в их рядах не состояли 10 тысяч человек, необходимых для регистрации в Минюсте. По мнению политолога, НБП тоже «находилась в подвешенном состоянии». В Московской области ее смогли зарегистрировать только как межрегиональную организацию именно по причине малочисленности. Конечно, лидер НБП Эдуард Лимонов «сумел превратить в реальный политический брэнд эту аббревиатуру». Но тем самым он «вводил в заблуждение и своих сторонников, и своих противников», – считает Макаркин. Как он выразился, возник «юридически забавный момент. Имеет ли право организация называться партией, таковой не являясь?»
Поэтому неудивительно, считает эксперт, что Верховный суд воспользовался этой юридической хитростью, принимая решение о ликвидации структуры под названием НБП. «С точки зрения юстиции это справедливо», – сказал Макаркин. Он согласен с тем, что эта организация была оппозиционной и радикальной, в ее лозунгах и программе было очень много экстремистского. «Но в России очень тяжело упразднить политическую организацию за то, что она экстремистская», – объяснил политолог корреспонденту «НГ»: «Надо доказывать, что не отдельные члены являются экстремистами, а партия в целом». И привел интересный пример из недавнего прошлого.
В свое время была ликвидирована так называемая Национально-державная партия, «откровенно антисемитская», по словам Макаркина. Но прикрыть ее смогли только по формальным причинам. Придрались к тому, что не хватало нескольких региональных отделений. Примерно так же поступили и с НБП.
Макаркин уверен, что и Страсбургский суд может подтвердить вердикт Верховного суда России: «европейским судьям наверняка очень не понравится, что НБП называло себя партией безо всяких юридических оснований». А Лимонову, по мнению политолога, лучше не пытаться регистрировать новую партию, так как «все равно ничего не получится». «Пусть лучше организует Общество по изучению национал-большевизма», – посоветовал Макаркин писателю и политику.