Совершив масштабные кадровые перестановки в своей администрации, правительстве и среди полпредов, Владимир Путин, по сути, приступил к решению проблемы 2008 года, то есть обозначил схему продвижения к власти своего преемника.
Схема, надо полагать, будет классическая, уже опробованная в 1999 году, когда сам Путин был назначен вначале главой правительства, потом стал исполнять обязанности главы государства вместо ушедшего в добровольную отставку Бориса Ельцина и, наконец, триумфально победил на выборах весной 2000 года.
Премьер-министр, конечно же, является вполне обоснованным преемником на высший пост в государстве и для избирателей, и для элиты. Это всегда человек номер два, и кресло премьера – хороший плацдарм для того, чтобы стать преемником, а затем и президентом. Тот факт, что теперь уже бывший глава администрации Путина Дмитрий Медведев стал первым вице-премьером, надо полагать, означает, что вероятность его преемничества возрастает. Заметим, что в 2000 году Медведев был сначала первым заместителем кремлевской администрации, а уже потом возглавил аппарат Старой площади, то есть прошел определенный период стажировки. Не исключено, что и теперь события могут развернуться по сходному сценарию и нынешнее его первое вице-премьерство – тоже стажировка перед решающим взлетом на вершины власти.
Что касается назначения вице-премьером Сергея Иванова (с сохранением поста главы военного ведомства), то здесь, похоже, речь идет о неком запасном варианте. Министр обороны автоматически становится запасным кандидатом в преемники, дублером Медведева (мало ли что может произойти до 2007–2008 годов?). И, конечно же, это назначение – вполне объяснимая реакция президента на те события, которые произошли на Северном Кавказе, в первую очередь в Назрани, Беслане и Нальчике. Сегодня требуется немедленная реформа силовых структур, их реорганизация, этап более здравой координации антитеррористической деятельности разных силовых структур. Думаю, Сергей Иванов будет в кабинете министров как раз неким силовым координатором.
Вполне вписывается в логику операции «Преемник» и назначение главой президентской администрации Сергея Собянина. Во-первых, это фигура извне, что позволяет сохранить определенное равновесие в президентском окружении. Во-вторых, это представитель региональной элиты. А перед президентскими выборами Путину необходимо будет провести большую работу именно с региональной элитой, чтобы сплотить ее вокруг преемника. Как известно, автоматически сверхвысокий рейтинг президента электорату не передается. И влияние глав регионов на итоги выборов никто, естественно, не отменял.
Вполне логичны, на мой взгляд, и перестановки в полпредовском корпусе. Если говорить об отставках Сергея Кириенко и Константина Пуликовского, то первый, как мне кажется, исчерпал свои возможности. Он многое сделал для того, чтобы нормально работать с очень амбициозными президентами национальных республик в Приволжском округе и, похоже, мечтает о каком-либо новом политическом проекте. А вот отставка Пуликовского, не исключаю, связана с его бюрократическим, скажем так, проколом. Генерал, как известно, недавно объявил, что губернатором объединенного Камчатского края будет Виктор Вексельберг. Но у нас так не делается. Полпред только рекомендует президенту кандидатов. И решение озвучивается только после согласования в Кремле. Нельзя бежать впереди паровоза. Да и с одиозным Ким Чен Иром полпред, похоже, слишком подружился. Так что сняли его, судя по всему, по совокупности деяний.
Что касается новых полпредов, то Александр Коновалов, только в этом году назначенный прокурором Башкирии, был поставлен на этот пост для контроля над президентом республики Муртазой Рахимовым. На новом посту этот человек будет теперь контролировать не только Рахимова, но и главу Татарстана Минтимера Шаймиева. И его задача – обеспечить операцию «Преемник» на уровне Татарстана и Башкирии. А затем провести соответствующую операцию уже в самих этих республиках. Чтобы замена влиятельных лидеров в них прошла спокойно и без эксцессов.
Кстати, в этом ряду и назначение дальневосточным полпредом Камиля Исхакова. Создается ощущение, что мэра Казани решили просто обкатать на федеральном уровне, причем в одном из наиболее проблемных округов. Если справится, будет преемником Шаймиева.
Конечно, все эти телодвижения значительно ослабили позиции действующего главы кабинета. Но, в конце концов, Михаил Фрадков с самого начала рассматривался как техническая фигура, которая должна была обеспечить некий переходный период от утратившего лояльность Михаила Касьянова к премьеру, который может стать основным кандидатом в преемники. Вот, наверное, он эту функцию в оставшееся время и продолжит выполнять.