Парламентарий обнаружил в бульварном романе состав преступления.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству оказался вовлеченным в обсуждение занимательного литературного проекта. В повестке заседания значилась правовая оценка свежего романа журналиста Сергея Доренко «2008». Такого протокольного поручения комитету добился от Госдумы зампредседателя партии ЛДПР Алексей Митрофанов. Он заподозрил в книге Доренко, где описан сценарий госпереворота накануне президентских выборов 2008 года, отчетливые признаки состава преступления.
═
Куда высылать будем?
═
Председателю комитета Владимиру Плигину происходящее явно не нравилось. «Книгу обсудим в самом конце», – предложил он, покосившись на журналиста «НГ». Но тут внезапно выяснилось, что депутат от КПРФ Юрий Иванов, опытный юрист и бывший адвокат членов ГКЧП, которому и поручили дать правовую оценку романа, должен срочно уезжать, так что обсуждение «дела литератора Доренко» откладывать не стали.
Митрофанов неистовствовал: «Доренко не писатель, он был тесно интегрирован в политические структуры. Прикрываясь художественной формой, автор описывает реальный государственный переворот». «Особенно тревожно, что в книге действуют конкретные люди под своими фамилиями, конкретные места действия. Парламент не может не реагировать на такие угрозы государственной безопасности», – призвал своих коллег к бдительности депутат Митрофанов, глядя в пространство над их головами – куда-то в сторону Лубянки. Оратор привлек и международный опыт борьбы с подобными отщепенцами: «Сразу после терактов в Лондоне из Англии были интернированы исламские проповедники». «Высланы всего лишь за текст слов», – добавил он многозначительно. «А Доренко куда высылать будем?» – озабоченно поинтересовался Плигин. «Ну я так уж прямо не призываю», – сдал назад Митрофанов. Правда, тут же вспомнил, что Доренко состоит на партийном учете в Ставрополье. Намек повис в воздухе: предложения отправить журналиста из столицы по месту партийной прописки, подобно иммигранту-нелегалу, не последовало. Депутат вернулся к любимой теме. «Любой свист относительно насильственного захвата власти, особенно публичный, свободно распространяемый большим тиражом, не может оставаться без реакции», – вновь и вновь взывал он к коллегам по думской скамье.
Зажигательные филиппики присутствующих убеждали слабо. Слово дали Иванову, который, по выражению Плигина, «любезно согласился» прочитать книгу и дать ей юридическую оценку. «Я не любезно согласился, а выполнил неприятное поручение», – несколько брезгливо возразил депутат. После чего решительно отказался оценивать роман с юридической стороны: «Там же ясно написано в предисловии: все это – вымысел, сон, фантазия. А сценарий так называемого переворота абсолютно невероятный». Иванов привел примеры – из самых, на его взгляд, фантасмагорических: лидер НБП Эдуард Лимонов занимает президентское кресло; мэр Москвы Дмитрий Козак освобождает Ходорковского.
На том и порешили: «правовая оценка данного произведения литературы выходит за пределы компетенции комитета». Плигин облегченно вздохнул. Но Митрофанов не сдавался: «Накануне 11 сентября вот так же футболили предупреждения о возможных терактах, говорили, что это вымысел и фантасмагория!» – «Да ладно, эту бульварную книгу нельзя считать учебником по проведению государственных переворотов, слишком низкий пошиб», – отмахнулся от коллеги первый зампред комитета Александр Москалец.
Митрофанов попытался уязвить противника с другой стороны. «Как можно было давать комментировать книгу одного члена КПРФ другому?» – удивился он, ведь Доренко – член первичной парторганизации КПРФ на Ставрополье. Но и тут Иванов за словом в карман не полез: «Если вам не нравится книга, подавайте на автора в суд. Вам есть за что на него обижаться. Там фигурируют члены фракции ЛДПР под своими фамилиями и названы внештатными агентами ФСБ».
На решение комитета Митрофанов пожаловался корреспонденту «НГ»: «Они пошли по бюрократическому пути». Депутат копнул историю: «Вот так и в 1941 году думали: как это немцы нападут? Мы же дружим, у нас начеку 190 дивизий, договоримся».
═
Путин и даосизм
═
Корреспондент «НГ» поинтересовался: не кажется ли Митрофанову, что у него как продюсера фильма о Саакашвили и Тимошенко слишком много общего с ныне гонимым Доренко? «Доренко ослабляет государство, – ничуть не смутился парламентарий. – Что касается стран, которые проводят антироссийскую политику, то на их руководителей мне плевать».
Обсуждаемый на столь высоком уровне автор книги сообщил корреспонденту «НГ», что в Думу его не приглашали: «Я вообще не знаю, каковы их полномочия». После чего предположил, что Митрофанов затеял эту историю не по собственной воле: «ЛДПР часто выполняет деликатные задания Кремля». По мнению журналиста, требования депутата ЛДПР арестовать тираж «2008» связаны с обеспокоенностью, в том числе и представителей власти, что «яд (от «2008») может проникнуть в умы верующих в Путина». «Наоборот, я как раз таки лелею своего Путина с любовью и, можно сказать, нежностью. Трудно с ними, они же все вопросы в стране уже решили, остался один я», – вздохнул в телефонную трубку Доренко. «У них (в Кремле. – «НГ») ситуация такая, что не ответишь – дурак и ответишь – дурак. А Думе авторитет ронять не впервой», – замечает автор «2008».
Корреспондент засомневался: не заплатил ли Доренко Митрофанову за такой великолепный пиар его произведения? Писатель ответил, что его материальное могущество сильно преувеличивается прессой: «Я получаю за эту книгу настолько смехотворный гонорар». Правда, точную сумму гонорара журналист назвать отказался, но отметил, что, как и любой автор, получает с одного экземпляра в диапазоне от 5 до 10 рублей. Тираж книги, заметим, составляет 30 тыс. экземпляров. Что же касается рекламы своего произведения, то, по мнению автора «самой хорошей рекламой для книги был бы труп автора, но я в этом не заинтересован, потому что она и так очень хорошо продается». – «А вы не считаете, что Путин в «2008» не соответствует реальному Путину?» – «С точки зрения даосизма реальное и виртуальное это одно и то же».