Выборы в органы местного самоуправления, прошедшие в минувшее воскресенье в 11 субъектах Федерации, практически завершили цикл муниципальных выборов, начавшийся в начале 2004 года в связи с реформой местного самоуправления. В результате изменений в законодательстве о местном самоуправлении число муниципальных образований увеличилось вдвое и составило 24,2 тысячи. Соответственно выросло число местных чиновников и депутатов.
На воскресных выборах в Башкортостане выбирали депутатов представительных органов местного самоуправления 54 районов и четырех представителей в Государственное собрание республики. В Тульской области прошли выборы депутатов местного самоуправления 25 муниципальных образований и главы города Тулы. В Агинском Бурятском автономном округе – депутатов окружной Думы, депутатов и глав трех муниципальных районов. Избиратели столицы Коми-Пермяцкого автономного округа Кудымкара голосовали за главу муниципального образования и депутатов местного совета. Местные выборы прошли также в отдельных муниципальных образованиях Республики Хакасия, Красноярском крае, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Оренбургской и Читинской областях.
За исключением Башкирии, где явка избирателей на местные выборы составила более 75%, в остальных регионах она была ниже. Например, в Тульской области она едва превысила 30%.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко заявил корреспонденту «НГ»: «Интерес избирателей к местным выборам – стабильно невысокий и роль партий в муниципальных выборах до последнего времени была минимальной. Поскольку местные депутаты работают на непостоянной основе, наибольший интерес к участию в местных выборах проявляют представители бизнеса, которые заинтересованы в сотрудничестве с властью. Власть, особенно региональная, также заинтересована в сотрудничестве на местных выборах с бизнесом. Хотя наше местное самоуправление имеет не очень много прав, но самое важное из них – давать добро на землеотводы. Поскольку власти не желают в этом случае никаких неожиданностей, административный ресурс на местных выборах будет только усиливаться».
Между тем только треть регионов оказалась в полной мере готова реализовать все нормы нового федерального закона о местном самоуправлении, который так и не дал ответа на вопрос: за счет каких средств будут существовать местные власти и какие полномочия они могут на себя взять? Этим воспользовались многие главы регионов. Они практически сохранили под своим контролем не только выделение, но и расходование бюджетных средств на местах.
Под давлением региональных лоббистов вступление нового Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» было перенесено с 1 января 2006 года на 1 января 2008 года.
Тем не менее, по словам председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова, вновь избранные муниципальные власти с начала будущего года без работы не останутся.