Российский генералитет, похоже, всерьез озаботился проблемами «перманентного недофинансирования потребностей обороны страны». При молчаливом согласии гражданского министра обороны свое недовольство высказывают военачальники высокого уровня, причем не только руководители в войсках, но и снабженцы-тыловики. Их заявления приобретают явный политический характер.
Еще не успели высохнуть чернила на подписи президента РФ Владимира Путина о продлении еще на один год службы 62-летнему главкому ВВС Владимиру Михайлову, как тот стал критиковать руководство страны за низкий уровень финансирования Военно-воздушных сил. Инспектируя подчиненные войска в Сибири, он на днях прямо заявил о том, что сложившийся уровень финансирования ВВС и ПВО России является недостаточным: «Если до 1998 года ВВС и ПВО получали по 16% средств, выделяемых Министерству обороны из бюджета, то после их объединения вместо 32% мы получаем 14%». При этом, отметил Михайлов, российские производители готовы обеспечить Военно-воздушные силы и военной техникой, и запчастями, однако не могут этого сделать из-за недостатка средств.
О недостаточности средств для Космических войск говорил командующий Космическими войсками России генерал-полковник Владимир Поповкин. «Увеличение бюджетного финансирования есть, – считает он. – Но если учитывать рост инфляции, то это скорее горизонтальное развитие. Денег хватает на то, чтобы соблюдать минимально необходимый уровень, но есть еще и максимальный – на него нам денег действительно не хватает».
Заметим, что ВВС и КВ в современном бою обеспечивают от 60 до 90 % всех огневых задач по поражению противника. Это сливки армии. И эти сливки недовольны. Что же тогда говорить о молоке.
В минувший четверг достаточно резкое заявление последовало со стороны начальника Центрального продовольственного управления Минобороны генерал-лейтенанта Анатолия Петриченко. Встречаясь с сенаторами, он также высказался о недостаточности военного бюджета-2006 и изложил просьбу к законодательной власти об увеличении в нем расходов на продовольственное обеспечение армии на 4 млрд. руб. Генерал, скажем прямо, раскрыл военную тайну. Он на встрече с сенаторами подтвердил выступления экспертов Совета Федерации о неполноценном продовольственном обеспечении военнослужащих и военных пенсионеров. Петриченко заявил, что действующие нормы продпайка, утвержденные еще в 1992 году, «не в полной мере отвечают физиологическим потребностям военнослужащих». По словам генерала, «сегодня продпаек на 70% состоит из хлеба, овощей и круп. Мы же, по нашему проекту, вводим в рацион мясо, копчености, рыбу, сыры и другие продукты, богатые витаминами и минералами». Он призвал сенаторов внести соответствующие поправки в действующее законодательство с тем, чтобы предусмотреть меры компенсации по улучшенному продовольственному обеспечению военнослужащих.
Сделал он и другое громкое заявление, связанное с массовыми протестами военных пенсионеров, требующих увеличения денежных компенсаций за продпаек. Ни много ни мало Петриченко заявил, что Тыл вооруженных сил не имеет никакого отношения к ситуации, связанной с недостаточными выплатами военным пенсионерам компенсаций за продпаек, мол, ответственность за это должно нести не Минобороны РФ, а правительство. Заметим, что это высказывание имело место, когда ряд депутатов ГД решили подать по этому поводу в суд на главу военного ведомства. Таким образом, подчиненные Сергея Иванова намерены поставить, как говорится, все точки над i. Даже больше этого. Они намерены обострить продовольственную проблему для войск и для общества.
Как откликнется законодательная власть на просьбы генералитета – можно предположить. Депутаты и сенаторы из военных комитетов посочувствуют, но большинство и в Госдуме, и в СФ выскажутся при окончательном обсуждении финансового плана страны в пользу усеченного оборонного бюджета, который предлагает правительство. И у большинства российского общества эти шаги найдут понимание – для РФ сейчас нет прямых военных угроз, а значит, и оборонные расходы не должны быть приоритетными, как предлагают представители Минобороны. В России сейчас многие голодают, и солдаты, конечно, не умирали и не умрут от нынешнего продовольственного пайка. И здесь есть своя понятная логика.
Но своя логика и у генералов. Подтекст заявлений генералов недвусмыслен – у России могут возникнуть проблемы в оборонной сфере. Они озабочены состоянием войск и делают нелицеприятные заявления в адрес руководства страны. Эти заявления тем более неприятны, что надвигаются выборы и партия власти ищет пути и средства для повышения своего имиджа.
В постсоветской российской истории мы не раз были свидетелями политических высказываний со стороны генералитета. Не секрет, что костяк национал-коммунистической оппозиции составляют бывшие офицеры. Однако было бы большой ошибкой в стан оппозиционеров записывать нынешних действующих генералов, озабоченных перманентным недофинансированием войск. Видимо, здесь действительно дело в кризисе власти. Осложнение ситуации на Северном Кавказе при постоянном увеличении там войск не приносит гражданского мира в регионе. Катастрофы самолетов, ракет, подлодок, всевозможные ЧП в армии и на флоте при всех других причинах связаны и с ухудшающейся дееспособностью войск. Руководители страны хотят видеть войска боеспособными, однако снабжают их по низкосортным стандартам армий развивающихся стран. Нет не только нормального снабжения армии, но и растянулись сроки ее перевооружения. Сначала это было все рассчитано до 2010 года, теперь – до 2015-го.
При этом в Кремле или не замечают всех этих проблем, или считают их малозначимыми. Или руководство страны намерено реагировать на проблемы в войсках только после того, как действующие генералы запишутся в оппозиционные движения России?