Вчера избирком Чечни исключил местное отделение Республиканской партии России из числа участников парламентских выборов. Список не зарегистрировали потому, что 522 (что составляет 23,6%) проверенных подписей избирателей в поддержку кандидатов были признаны недействительными. По закону отказ в регистрации следует, если количество недействительных и недостоверных подписей избирателей превышает 10%.
По словам секретаря избирательной комиссии Али Вахитова, часть подписей отбракована либо потому, что даты рядом с ними поставлены иными лицами, либо по причине отсутствия на листах заверительной подписи человека, осуществлявшего сбор.
Присутствовавший на заседании избиркома Сулумбек Мухаджиев, включенный в список местных республиканцев под вторым номером, заявил об отсутствии претензий к избирательной комиссии и подчеркнул: «Мы намерены подать в суд на эксперта-криминалиста МВД, который, на наш взгляд, допустил неточности при проверке списков».
Мухаджиев сообщил о намерении чеченских республиканцев обжаловать решение о снятии партии с парламентских выборов в Верховном суде Чеченской Республики. Лидер Республиканской партии России Владимир Рыжков подтвердил в беседе с корреспондентом «НГ», что это решение будет реализовано незамедлительно. По закону, суд должен рассмотреть эту жалобу в течение 5 дней.
На его взгляд, Республиканскую партию отлучили от выборов потому, что она «не пошла на поводу у действующего руководства Чечни, как СПС, включивший в свой список людей Рамзана Кадырова». В его список, подчеркнул Рыжков, входят 5 оппозиционных партий, в том числе – КПРФ, а также представители общественных и правозащитных организаций: «Это реальное гражданское общество. Мы будем бороться и дойдем до Страсбурга, если понадобится. Если нас не зарегистрируют – это будет плевок в сторону не только российской, но и мировой общественности».
Некоторые политологи считают, что, отстраняя от участия в процессе Рыжкова, хочет подстраховаться на грядущих выборах «Единая Россия», возглавляемая в Чечне первым вице-президентом Рамзаном Кадыровым и братьями Ямадаевыми. «Такое решение продиктовано желанием сократить количество игроков, которые могут составить конкуренцию партии власти, – пояснил заместитель генерального директора Института национальной стратегии Алексей Макаркин. – Потому что Республиканская партия – единственная альтернатива медведям на выборах. Республиканцы могли проскочить на своем образе обновленной, свежей партии».
КПРФ, СПС, «Родина» и другие политические структуры, участвующие в выборах, по мнению Макаркина, гражданам уже приелись. А «Единая Россия», считает политолог, вызывает противоречивое отношение не только у чеченского населения: «Люди, которые ищут альтернативу, обязательно ее находят».
Между тем снятие с беговой дорожки чеченских республиканцев, как ни странно, отчасти выгодно и самой жертве притеснений: слухи о кремлевском происхождении ее структуры теперь должны поувянуть.