Вчера думский комитет по конституционному законодательству обсудил два важных законопроекта – о поправках в процедуру утверждения в Совете Федерации новичков и о парламентском расследовании. Нижней палате рекомендовано одобрить оба документа в первом чтении. Первый обсудят на заседании Думы 2 ноября, а второй – уже в ближайшую пятницу.
Как уже писала «НГ», огорчительный для Совфеда документ предполагает автоматическую процедуру подтверждения полномочий нового сенатора в том случае, если верхняя палата не сделает этого сама в течение месяца. Этот подарок спикеру Сергею Миронову, неоднократно замеченному в затягивании процедуры кооптации новых членов верхней палаты, был сделан представителями всех думских фракций. На самом деле, как уже указывала «НГ», инициатива, очевидно, исходит из администрации президента.
Недаром один из ее высокопоставленных чиновников еще несколько дней назад сообщил корреспонденту «НГ» о том, что с первым чтением этого проекта Дума спешить не станет. Из его слов следовало, что, пока бумага будет лежать, с Мироновым проведут соответствующую «работу». На заседании комитета проект дискуссии не вызвал, а глава комитета Владимир Плигин представил его и вовсе техническим. Однако, когда он предложил вынести документ на первое чтение уже в пятницу, ему возразил его первый зам Александр Москалец, которого на Охотном Ряду считают одним из главных проводников мнения администрации президента. Он твердо назвал точную дату – 2 ноября.
Гораздо больше споров среди членов комитета вызвал президентский закон о парламентском расследовании. Напомним, что он предполагает создание комиссии по расследованию случаев грубого или массового нарушения прав граждан, а также обстоятельств катастроф природного и техногенного характера. Деятельность президента, судебных и правоохранительных органов парламентариям расследовать будет нельзя, а вот прочие должностные лица обязаны будут являться на заседания комиссии и предоставлять необходимую ей информацию. За неявку, отказ в сведениях или за предоставление заведомо ложных данных они могут нести административную или уголовную ответственность. Для работы той или иной комиссии будет предоставляться всего год, а ее итоговый доклад должны одобрить обе палаты. Расследование в обязательном порядке прекратится досрочно в том случае, если его предмет суд примет к производству.
Профильный думский комитет ко второму чтению предложил все-таки разобраться с некоторыми, как указано в его заключении, «необоснованными ограничениями и препятствиями». Например, прямым приказом прекращать расследование в случае начала судебного разбирательства. Кроме того, комитет считает, что автоматические несоздание комиссии и неутверждение ее итогового доклада из-за несогласия одной из палат должны быть отменены, а в законе предусмотрены некоторые согласительные процедуры.
Не нравится депутатам и то, что итоговый доклад не имеет правовых последствий, а должностные лица, вызванные на комиссию, могут отказаться от показаний. Плигин, к примеру, уверен, что таким правом могут пользоваться только простые граждане, а чиновники должны получать его только после подачи прошения об отставке.
Независимый депутат Сергей Попов поднял проблему «нерасследуемости» деятельности президента, отметив, что на распоряжения последнего вполне могут ссылаться некоторые чиновники, а «тогда что, расследование надо будет прекращать?»