0
769
Газета Политика Интернет-версия

18.10.2005 00:00:00

Турецкий пасьянс

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: ес, турция, украина


В ряду трагических и драматических событий нынешнего октября особое место по насыщенности политическим смыслом занимает начало переговоров между Европейским союзом и Турцией. Казалось бы, интересы России лежат достаточно далеко от проблемы отношений между Турцией и ЕС. Но это только на очень поверхностный обывательский взгляд.

Начало переговоров с Турцией – поистине беспрецедентное событие для ЕС. Во-первых, перспектива вступления в союз открывается перед страной, подавляющая часть территории которой находится в Азии. Во-вторых, в ЕС может появиться государство, в котором основная часть населения исповедует ислам и придерживается традиций и стереотипов поведения, отличающихся от европейских. В-третьих, кандидатом становится государство, которое сегодня лишь незначительно уступает Германии по численности населения, а ко времени вступления (обычно в качестве ориентира называется 2015 год) может превзойти ее по этому важному параметру.

Какое отношение все это имеет к России? Самое прямое. Ведь евроскептицизм наших политиков основан именно на том, что европейцы негативно относятся к России, что главными препятствиями на пути России в ЕС станут ее неевропейскость, масштабы ее территории и населения, наш «особый путь», не совпадающий с траекторией развития стран Европы. Пример Турции показывает: глубокие сомнения подавляющего большинства европейцев в целесообразности такой интеграции не помешали ни образованию зоны свободной торговли, ни началу переговоров о членстве в ЕС; в то же время размеры страны, традиции и религия ее населения не стали для самих турок заслоном на пути в единую Европу. И вывод напрашивается сам собой: Россия не идет по европейскому пути не из-за культурной своей уникальности, а из-за безнадежной дремучести своего политического класса.

Какие возможности открывает перед нами начало переговоров о вступлении Турции в ЕС? С одной стороны, это расширяет для России спектр возможностей геополитического выбора: ведь если даже у Турции есть шансы быть принятой в Европейский союз, то и нам путь туда не заказан. С другой стороны, у России появляются и поводы для беспокойства. Ведь старт переговоров о вступлении Турции в ЕС означает, что в течение многих лет европейцы будут невосприимчивы к любым другим интеграционным предложениям. Можно также предположить, что разногласия, которые неизбежно будут вызваны переговорами, усилят противоречия внутри нынешних членов Союза и потому сделают их действия (в том числе и в отношениях с нами) менее предсказуемыми и четкими. Имеет определенное значение и тот факт, что главными сторонниками турецкого членства в ЕС выступают Великобритания и США, а это означает, что Турция окажется по отношению к нам форпостом не столько неагрессивной в геополитических вопросах Европы, сколько имперской Америки.

Отсюда следует: вряд ли вступление Турции в ЕС послужит российским интересам – конечно, если таковые формулируются людьми, обладающими чувством реальности. Ведь жить в стране, граничащей с нестабильными, преимущественно исламскими (и демографически избыточными) регионами Центральной Азии и Закавказья, ощущая при этом стремительный рост соседнего Китая, которому Россия ничего не способна противопоставить, – и радоваться возможному геополитическому ослаблению Европейского союза способны лишь, скажем корректно, немногие. В такой ситуации наиболее логичной – пусть даже и наименее вероятной – выглядела бы политика, имеющая целью сдерживание турецких усилий по вступлению в ЕС, но в то же время постепенно сближающая саму Россию с Европейским союзом.

Последнее не значит, что Россия должна «подать заявку в Евросоюз», за что мне приходилось выступать прежде и противопоказаний против чего сегодня уже не оставляет пример Турции. Возможно, более эффективной попыткой европеизироваться могло бы стать внедрение в Европу наших соседей – Украины и Белоруссии.

Попытка Украины с наскока открыть себе путь в ЕС не увенчалась успехом. Сегодня Украина начинает выстраивать более сбалансированную внешнюю политику, которую московские политики ошибочно считают переориентацией на Россию и, если это так, уже в ближайшее время в свойственной им манере станут предлагать киевским коллегам всякого рода уступки в обмен на замораживание усилий по интеграции в ЕС. Что касается Белоруссии, то здесь ситуация и того проще: политический режим, поддерживаемый Россией в этой стране, вызывает в Европе стойкую неприязнь. Между тем членство Украины и Белоруссии в Европейском союзе скорее нам выгодно, нежели опасно.

Поддержав усилия Украины по интеграции в ЕС и пересмотрев отношение к нынешнему белорусскому режиму, фактически паразитирующему на особых связях с Россией, отечественные политики однозначно включили бы саму Россию в ряд естественных претендентов на членство в Евросоюзе и решительно способствовали бы изменению вектора расширения ЕС с «южного» на «восточный». При этом возможное вступление Украины и Белоруссии в Европейский союз не стало бы их утратой для России, какой стала потеря ею, например, стран Балтии. Доля русского населения (или населения, считающего себя русскоязычным) на Украине и в Белоруссии несравнимо выше, чем в Литве или Эстонии. Поэтому их интеграция в ЕС поистине стала бы для нас открытием Европы. Более того, в рамках такого сценария Белоруссия могла бы превратиться в зону сотрудничества между ЕС и Россией, стать для нас аналогом европейского Гонконга, где могли бы обкатываться различные варианты организации европейско-российского экономического и политического сотрудничества.

В этом (весьма гипотетическом) сценарии есть и еще одна сторона. Интеграция в ЕС 55-миллионных Украины и Белоруссии – гораздо более сложный процесс, чем поглощение постсоветской Прибалтики, и у России оставалась бы возможность торпедировать интеграционный процесс, выйди он из-под контроля. Подыграв своим соседям, Россия обрела бы много бoльшую роль в европейских делах, чем отведена ей сегодня, – и это, разумеется, было бы отнюдь не лишним.

В заключение можно сказать: раскладывание «турецкого пасьянса», начатое 3 октября, далеко еще от завершения. И оно открывает перед Россией массу неожиданных возможностей – возможностей, которые вряд ли упустили бы политики любой энергично развивающейся страны. Но не России, где высшим проявлением мудрости давно уже стало бездействие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
831
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
862
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
381
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
550

Другие новости